Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197046, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 18, кор.3
Методическое пособие
По созданию современного урока по ФГОС

Методическое пособие по созданию
современного урока по ФГОС

«Только тот учитель может стать подлинным мастером своего дела,
который хорошо изучит, что должны знать ученики и
каким путем добиться этих знаний».

В.А.Сухомлинский

Памятка по составлению рабочего плана урока

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попа не туда.» Марк Твен.

Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:

  • № урока;

  • его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);

  • типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);

  • распределения основных этапов урока по времени;

  • содержания;

  • этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);

  • методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;

  • приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.

К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические, возможно электронные, материалы.

Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

Поурочное планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать» навыками.

При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:

1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.

Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.

Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание:

1) обучающей деятельности учителя;

2) учебной (познавательной) деятельности ученика;

3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.

Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.

Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:

  • Организация начала урока.

  • Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.

  • Работа над изучаемым материалом.

– Знакомство с новым материалом.

– Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).

  • Систематизация и обобщение знаний.

  • Организация работы дома.

Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.

Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.

Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и как это выполнить.

При составлении планов-конспектов рекомендуется выделять такие графы, как «Структурные элементы урока», «Деятельность учителя», «Деятельность учащихся».

План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.

Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.

Способы взаимодействия педагога и ученика:

а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;

б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;

в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.

Из психолого-педагогической литературы известно, что:

1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;

2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;

3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.

С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы.

При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.

Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются.

Образец плана:

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

  • знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)

  • умения:

  • специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)

  • общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.

  • навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная:

  • нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

  • потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.( строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)

3. Развивающая:

  • развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.

  • Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.

3. Практическая работа учащихся — 20—26 мин.

4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.

5. Завершение урока — 1—2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает возможность совершенствовать этапы урока.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие его.

Есть учителя (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не умеющие замечать собственные недостатки.

Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.

КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ УРОКА ИЛИ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ?

Общие методические положения по планированию уроков математики.

Содержание педагогической деятельности по планированию уроков.

Понятие планирования

Планирование урока - это определение темы, целей, содержания урока; методов, приемов, форм организации деятельности детей на уроке; средств обучения. Причем, определяющим элементом планирования урока является постановка целей урока, которые, в свою очередь, зависят от того, что дети знают о намеченном для изучения объекте и что они умеют к моменту знакомства с этим объектом.

Цель урока определяет его содержание (внутреннюю структуру урока, т.е. задания в процессе выполнения, которых будут реализованы намеченные цели).

Методические приемы, рациональные формы организации учебной деятельности, средства, помогающие учителю раскрыть математическую сущность изучаемого объекта, призваны обеспечить достижение намеченных целей на возможно более высоком качественном уровне.

Виды планирования:

План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок (последовательность) и время выполнения заданий, соответствующих намеченным целям.

Содержание плана:

•тема урока (объект изучения)

•цели урока (мотив учебной деятельности, ее предполагаемый результат), учебные задания, каждое из которых сопровождается информацией о методах, формах и средствах, обеспечивающих их выполнение учащимися

•образцы выполнения заданий в той последовательности, в которой они будут выполняться детьми на уроке.

Конспект отличается от плана подробным описанием педагогических действий учителя, включая содержание его речи (формулировки вопросов и заданий; сообщений, объяснений) и учебных действий учащихся.

Сценарий урока то же, что сценарий спектакля, фильма; содержит информацию обо всем, что будет происходить на уроке, включая предполагаемые ответы детей на вопросы учителя, их рассуждения по поводу выполнения заданий.

Формы планирования

Содержание плана, конспекта или сценария можно структурировать и фиксировать по-разному (в различной форме).

•традиционная форма - изложение на естественно - символическом языке (сплошной текст).

•форма модуля, содержащего тематические блоки (текст, состоящий из

отдельных частей)

•технологическая карта (табличная форма).

•«раскладушка» - форма, удобная тем, что каждое отдельное задание

описывается на отдельном листе небольшого формата, который может подстраховать начинающего учителя в проблемной ситуации.

•творческая (художественная) форма планирования используется для

оформления открытых, показательных уроков.

Примечание:

Форма плана, конспекта или сценария принципиального значения не имеет.

Конспект - это помощник начинающего учителя, служащий своеобразным проводником в пути, по которому предстоит вести детей в мир знаний, которыми они должны овладеть, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы.

Каждое задание в уроке прорабатывается по одной схеме:

- Формулировка задания (что делать?)

- Целеполагание, мотивация (зачем это делать?)

- Подготовка к выполнению (как делать?)

- Выполнение задания

- Проверка правильности

- Вывод о реализации цели

- Оценка результатов

Главная задача начинающего учителя – усвоить общие методические положения организации учебного процесса, чтобы каждый раз «не изобретать велосипед самому». Надо научиться планировать и осуществлять процесс обучения математике в начальных классах. Для этого надо стремиться стать профессионалом, хотеть быть учителем. Но самое важное, надо в каждом ребёнке видеть своего собственного. Надо не только учить и воспитывать его, но любить и уважать. Тогда всё получиться.

Учитель – это не профессия, это образ жизни.

Общий способ деятельности учителя при планировании урока

(педагогические действия по планированию)

Проектирование (обдумывание) урока.

Определение места данного урока в системе всех уроков (по тематическому

плану, составленному в соответствии с образовательной программой и учебно -

методическим комплектом для начальной школы, по которому работает учитель).

Определение темы урока - объекта изучения: какие понятия, свойства,

способы действий (правила, вычислительные приемы, текстовые задачи и т.п.)

будут рассматриваться на уроке?

- Тема урока это - предложение, называющее объект изучения, формулируется на основе содержания учебного материала, отобранного учителем для данного урока. Это либо новые понятия, их свойства или способы действий.

Определение содержания урока - подбор заданий для учащихся, в процессе выполнения которых будет происходить овладение учебным материалом, отражающим сущность темы данного урока

Формулирование целей урока.

- Цель любого урока - это обучение (формирование знаний, умений и навыков) развитие и воспитание учащихся. Цель - это предполагаемый результат взаимодействия учителя и учащихся в процессе изучения предмета.

•Обучающие цели формулируются для всех заданий, которые будут включены в урок. Цель может быть сформулирована в виде безличного предложения, которое начинается со слов:

- Познакомить ... Показать ... Дать представление о новом понятии или свойстве, о новом способе действий… Научить ... Формировать умения… Закрепить ... Отработать ... Совершенствовать ... Повторить ... Обобщить ... Проверить ...

•Формулирование развивающих целей основано на логическом содержании заданий, включенных в урок. Эти цели могут быть определены таким образом:

- Развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности;

- Формировать умения совершать умственные действия: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, обобщение.

- Формировать устойчивый интерес к науке и учебному предмету.

•Формулирование воспитательных целей основано на нравственном содержании заданий (текстовых задач) и на формах организации учебной деятельности.

- Воспитывать нравственные качества личности: культуру общения; трудолюбие; дисциплинированность; аккуратность; бережное отношение к окружающему миру..

- Формировать умение соблюдать этические нормы поведения.

- Формировать эстетический вкус.

Определение типа урока:

- изучение нового материала

- закрепление знаний и умений

- совершенствование умений и навыков

-обобщение и систематизация ЗУН.

- контроль и учет ЗУН.

- коррекция знаний и умений

- комбинированный урок

В начальной школе уроки преимущественно комбинированные, т.е. включают в

себя элементы указанных типов уроков, которые в свою очередь определяют

внешнюю структуру традиционных уроков.

Определение формы урока:

- традиционный (см. выше);

- нетрадиционный: экскурсия; путешествие; сказка; деловая игра; интеллектуальная игра, урок с применением инновационных технологий обучения (интеграция,

дифференциация, адаптация, и т.п.)

Выполнение всех заданий, отобранных к уроку. Актуализация знаний и

умений, необходимых для этого (что известно учителю об объекте задания; что известно детям к моменту изучения данного объекта).

Выбор форм организации учебной деятельности (для каждого задания).

- фронтально (коллективно)

- в группах (взаимодействие)

- индивидуально (самостоятельно)

*Выбор форм выполнения задания:

- устно - полу письменно (тест, перфокарта, диктант и т.п.) - письменно

Определение методических приемов, которые будет использовать учитель при работе с каждым заданием:

•словесные (объяснение, рассказ, беседа, диалог, полилог)

•практические (работа с книгой, лабораторная работа, моделирование, решение задач)

•демонстрация наглядных пособий, наблюдения, умственные действия

Определение наглядных пособий и иных средств обучения (для тех заданий, которым это необходимо).

Описание урока (написание конспекта).

-Планы уроков могут себе позволить только опытные учителя, владеющие

методикой обучения, развития и воспитания на высоком профессиональном

уровне.

-Сценарий урока обычно пишут для открытых уроков.

- Студенты - практиканты и начинающие учителя пишут конспекты уроков.

Оснащение урока необходимыми средствами обучения:

- подбор или изготовление наглядных пособий; приборов, инструментов, ТСО, различных материалов и т.п.