Участники и гости Форума отметили, что выступления спикеров позволили создать картину разнообразных объектов и явлений окружающей среды, в которых скрыты возможности для воспитания детей и взрослых.
Во второй части началась активная работа тематических треков и дорожек. На каждой встрече участники вместе искали ответы на вопросы дня и старались представить своим коллегам опыт, в котором разные контексты окружающего мира уже стали эффективными инструментами воспитательной работы в ОУ.
Всего во второй день на площадке ИМЦ в дистанционном формате работало 2 тематических трека и 6 дорожек.
Заведующий музеем, методист ДДТ Петроградского района Загребельная Ксения Владимировна и методист ДДТ Петроградского района Попова Ольга Юрьевна представили онлайн-квест «Кто он, Человек Петроградской стороны?». Более 20 представителей ОУ Петроградского района приняли участие в квест-игре. Прохождение данного квеста предполагало знакомство со школьными музеями Петроградского района в дистанционном формате и дало возможность узнать, в чем выражается воспитательная функция этих музеев. Также участники смогли проверить свою эрудицию, ответив на вопросы о музейных экспонатах.
По результатам проведенного опроса, данный формат онлайн-игры вызвал интерес участников, ими ыли отмечены актуальность представленного опыта в сфере воспитательной деятельности и целесообразность использования формы онлайн-квеста (или его элементов) в профессиональной деятельности (ссылка на полный текст: http://petroddt.ru.xsph.ru/dokuments/administr/Forumy/VI%20Форум/Пострелиз%20ДДТ.docx).
Модель взаимодействия воспитывающих взрослых на основе музейной педагогики представила старший воспитатель ГБДОУ №4 О.В. Решетникова. В своем выступлении она обратила внимание на актуальность освоения дошкольниками музейного пространства и предметных коллекций, осознание ими чувства прекрасного. Презентация опыта работы ГБДОУ № 4 говорит о том, что при тесном взаимодействии воспитывающих взрослых − педагогов ГБДОУ, психологов, сотрудников музея, родителей воспитанников, сотрудников детских библиотек, − можно говорить о возможностях успешной реализации культурно-образовательных проектов в ГБДОУ. Данная модель взаимодействия воспитывающих взрослых является ярким примером воспитательной практики. Ссылка на полный вариант текста пост-релиза и материалы: http://ds4.petersburgedu.ru/forum--2020/
В рамках VI Педагогического Форума музыкальный руководитель ГБДОУ № 38 А.С.Гусарова представила опыт работы по реализации проекта по петербурговедению «Петербургская сказка», который разработан и реализуется педагогическим коллективом под руководством заведующего Лебедевой Марины Валентиновны. Проект нацелен на формирование у воспитанников познавательного интереса к культурному наследию города, воспитания патриотизма, социальной успешности и поддержку детской инициативы при активном участии родителей в образовательном процессе. Полный текст пост-релиза и материалы по ссылке: http://ds38.petersburgedu.ru/post/view/16670
Авторскую разработку «"Юный петербуржец". Родной город через лексические темы (на материале подготовительной логопедической группы)» представили педагоги ГБДОУ №23 Н.А.Поликарпова (методист) и Н.Г.Феоктистова (воспитатель). Данная программа предназначена для осуществления воспитательно-образовательной деятельности в логопедической группе. Работа по ознакомлению с родным городом и микрорайоном происходит внутри каждой лексической темы, таким образом, опыт формируется во взаимодействии с ближайшим окружением, а личность ребенка развивается, учитывая богатство конкретной культурной среды. Содержание работы дает возможность для реализации задачи воспитания маленького петербуржца через разные виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, наблюдение, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, игры и коммуникативная деятельность. Полный текст пост-релиза и материалы по ссылке: http://ds23spb.petersburgedu.ru/post/view/35635
С чего начинается мир для ребёнка? С чего начинается Родина? Найдите, что объединяет «Россию», «Санкт-Петербург», Петроградский район. Объединяет всё это – история. Поэтому в основу проекта, представленного О.В. Полищук, заместителем руководителя ГБДОУ детский сад № 21, легла история ребёнка, семьи, детского сада, района, города, страны. Проект называется «Страна, город, район и мир как пространство воспитания» Цель проекта – формирование у ребёнка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творчески деятельности. Проект рассчитан на дошкольников от 3 до 7 лет, членов их семей, педагогов ДОУ, социальных институтов. Педагогами составлена матрица из 7 тематических блоков. В проекте представлен перечень технологий. Полный текст пост-релиза и материалы: http://spb21.aptrg.gov.spb.ru/news/8116/
Презентацию проекта «Из патриотов рождаются герои» представили педагоги ГБДОУ №72 Петроградского района СПб.
В выступлении Н.И. Галеевой, заведующего ГБДОУ № 72, и Л.Д. Коломойцевой, заместителя заведующего ГБДОУ № 72, был сделан акцент на то, что задачей детского сада является создание благоприятных условий для развития патриотических чувств у дошкольников. В эти условия входит: насыщенная предметно-развивающая среда, разнообразие методов и форм подачи материала, совместное взаимодействие всех участников образовательного процесса, искренняя заинтересованность всех в воспитании достойных граждан нашей Родины.
Было отмечено, что если все знания, полученные в детском саду или семье, ребенок приобретает через эмоциональную сферу воздействия, то они останутся с ним на всю жизнь. Поэтому важно детям читать правильные книги, наполненные смыслом, читать хорошие стихи, слушать серьезную музыку, учить рассматривать картины. При этом обязательно детям надо объяснять смысл новой информации, комментировать, обсуждать и отвечать на их многочисленные вопросы. Делать это нужно своевременно, именно тогда, когда ребенок проявляет интерес к окружающему миру и готов к принятию различных сведений. Полный текст пост-релиза и материалы: http://ds72.petersburgedu.ru/post/view/19148
ГБДОУ детский сад № 69 Петроградского района СПб 10 февраля 2021 года принял активное участие в треке №1 «Окружающий мир и культура как контекст воспитания» с докладом на тему «Воспитание через простые экологичные практики: приводим в порядок мир вокруг себя». В своем выступлении педагоги ОУ (А.А.Иванова, Г.В.Виноградова, О.В.Шарова) отвечали на следующие вопросы:
В ходе презентации опыта педагоги продемонстрировали несколько интересных проектов, направленных на экологическое воспитание.
Полный текст пост-релиза и материалы: http://ds69.petersburgedu.ru/post/view/35634
Педагог ГБДОУ № 15 Н.В. Панчайкина выступила с докладом «Экология в стихах. Воспитание словотворчеством». В своем выступлении она подчеркнула, что использование стихотворных текстов, а также стихосложение рассматривается как средство для экологического воспитания личности дошкольника. Используемые формы работы оказывают значимое влияние на речевое развитие детей, способствуют снижению тревожных и конфликтных ситуаций, повышению у дошкольников настроения и самооценки, активизируют внимание, воспитывают у ребенка чувства сопереживания событиям, происходящим в окружающем мире, способствуют развитию творческих и нравственных качеств личности. Ссылка на пост-релиз и материалы: http://ds15.petersburgedu.ru/nashi-dostizhenija/seminary-i-konferencii/vi-petrogradskij-pedagogicheskij-forum-2020-2021/
10 февраля 2021 года в рамках второго тематического дня Форума «Окружающий мир и социокультурная среда как контексты воспитательной работы» И.Ю. Сонина, учитель биологии и химии, и Е.Е. Аграновская, методист, представили педагогической общественности опыт работы ГБОУ школы №3 в направлении экологического воспитания обучающихся с ОВЗ: «Модель образовательной синхронизации “ФГОС и ЭКОС”» (Формируем Грамотную Образовательную Среду и Эколого-Краеведческие Образовательные Ступени).
Основная идея представленного проекта определяет мир как «пространство нашей жизни, заключающий в себе потенциал воспитательных практик через работу с окружением».
Цель проекта: формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и экологически грамотного поведения детей и подростков (а через них и их ближайшего окружения).
Основополагающим принципом деятельности является «Принцип 4К»:
- Работа в команде: администрация, учителя-предметники, родители (лица их заменяющие) и те, ради которых реализуется вся система работы по реализации проекта "ФГОС и ЭКОС. Делаем вместе", - дети и подростки с ОВЗ.
Работа школы № 3 в области экологического воспитания и просвещения направлена на практическую реализацию Концепции непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга. Ключевая идея Концепции – «экологическое просвещение в течение всей жизни» (организация системной и систематической работы по экологическому просвещению всех групп населения, начиная от дошкольников и заканчивая пожилыми людьми с учетом специализированного подхода для каждой целевой аудитории).
А как оценить качество экологического воспитания можно прочитать в материалах, подготовленных выступавшими и расположенных по адресу: http://sh3.aptrg.gov.spb.ru/innovatsionnayadeyatelnost/16-innovatsionnaya-deyatelnost/316-9-17-fevralya-2021-g-vi-petrogradskijpedagogicheskij-forum-vospitanie-ot-smyslov-k-dejstviyam.htm
Полный текст пост-релиза и материалы: http://sh3.aptrg.gov.spb.ru/innovatsionnaya-deyatelnost/16-innovatsionnaya-deyatelnost/316-9-17-fevralya-2021-g-vi-petrogradskij-pedagogicheskij-forum-vospitanie-ot-smyslov-k-dejstviyam.html
На одной из дорожек прошла Конференция «Воспитательные эффекты (культура и экология) уроков технологии», которую организовала И.Н. Тюринова, методист ИМЦ Петроградского района. Выступая перед участниками мероприятия, она осветила общие теоретические аспекты образовательной области «Технология»: общие цели и задачи, решаемые при изучении данногопредмета, воспитательные методы, используемые учителем, нравственные аспекты экологического и экономического воспитания, а также планируемые личностные результаты.
Полный текст пост-релиза и материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1mJJuqPH_XFR0O5XRamTTzUhmxev7vgQ-?usp=sharing
На 4 дорожке слушатели познакомились с формами и направлениями воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Перед слушателями выступили педагоги ГБОУ школы № 25 и ГБОУ школы-интерната № 20. Слушатели узнали о воспитательном потенциале краеведческой деятельности, о системе работы с детьми с особенностями развития с привлечением материалов краеведения и побывали на мастер-классе, посвященном космосу.
Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №25 Махова Юлия Игоревна и учитель истории Яшина Ольга Валерьевна поделились опытом работы с учащимися с ОВЗ по изучению достопримечательностей и знаковых мест как Петроградского района, так и города в целом, приёмами работы при планировании экскурсии и подготовке маршрута, способствующими развитию аналитических навыков и самостоятельности обучающихся с ОВЗ. Отдельно педагоги анонсировали дидактическое пособие, посвященное истории и культуре Санкт-Петербурга. Пособие будет выпущено к концу текущего учебного года. Содержание выступления отвечало на два ключевых вопроса дня: «Мир как пространство нашей жизни: как создавать воспитательные практики через работу с окружением?» и «Пространство культурных артефактов как «повседневность»: каким образом мы привлекаем культуру к воспитанию?». Ссылка на пост-релиз и материалы: http://cor025.petersburgedu.ru/news/8177/
Учитель истории ГБОУ ШИ № 20 Раднаев Булат Кэшиктуевич провел мастер-класс «Воспитательный потенциал игровых форм обучения на примере квест-игры «Космос без границ» в рамках VI Петроградского педагогического форума «Воспитание: от смыслов к действиям» для педагогов Петроградского района. На мастер-классе присутствовало более 20 педагогов, которые освежили свои представления о квест-технологии и применили ее на практике, разрабатывая задания для учащихся. Ссылка на пост-релиз и материалы: https://int20.ru/?p=2528
Методист ИМЦ Петроградского района Никаноров Р.В. рассказал о системе работы с талантливыми детьми. Тема его выступления звучала так: «Сетевой районный проект «"Творческая среда и интеллектуально одаренные дети": патриотическое воспитание талантливых детей».
ГБОУ СОШ №84 им. П.А. Покрышева представила Конференцию «Создание воспитательных практик в образовательном пространстве школьного музея». Педагоги рассказали, что воспитательное пространство музея определяется ими как преобразованное музейное пространство, в котором развиваются детско-взрослые сообщества, формируются между субъектами множественные связи и отношения, способствующие развитию личности ребенка. Они представили классификацию форм музейных практик, показали разницу между мероприятием и образовательным событием и представили трехэтапный алгоритм формирования субъектов воспитательного пространства, способных к созданию новых музейных проектов и проживанию новых музейных событий.
Обухович Владимир Владимирович представил проект учащихся 8 А класса "Письма нам из блокадного Ленинграда". Этот проект – реконструкция событий блокады Ленинграда и повседневной жизни блокадного города на основании писем, которые передала в школьный музей Наталия Вениаминовна Белкина и в дальнейшем оказывала консультативную помощь: это письма и материалы из личного архива её бабушки Дины Григорьевны Шпринцин и её мамы Инны Коган. Цель проекта – исследовать жизнь жителей блокадного Ленинграда путем ознакомления с аутентичными письмами его жителей, визуализировать и распространить результаты исследования, в том числе с применением современных форм передачи информации. Проект был выполнен школьниками под руководством учителя МХК и ОДНКНР В.В.Обуховича и заведующего школьным музеем В.В.Буркина. Продукты для школьного медиапортала "Портал 84" были созданы под руководством А.В.Горностаевой. Изучение блокады Ленинграда через судьбы конкретных людей помогает детям лучше прочувствовать эти страшные и героические события и узнать некоторые подробности жизни блокадного города.
10 февраля представители ГБОУ СОШ №84 им. П.А. Покрышева говорили со слушателями о нескучной педагогике, сильной атмосфере и поиске своей субъектности. В завершении своего выступления она обозначила примеры уже реализованных творческих проектов.
Полный текст пост-релиза и материалы: http://sh84.aptrg.gov.spb.ru/index/muzej_kak_obrazovatelnoe_prostranstvo_shkoly/0-446
10 февраля 2021 года в рамках VI Петроградского форума «Воспитание: от смыслов к действиям» был проведен on-line семинар «Воспитательный потенциал урока». Организатор семинар − ГБОУ школа №80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района Санкт-Петербурга. Интерес к семинару вызван актуальностью его темы.
В ходе семинара было проведено исследование, позволяющее дать ответы на следующие вопросы:
С докладами и сообщениями выступили:
▪ Окова Людмила Ростиславовна – заместитель директора по НМР, учитель информатики ГБОУ СОШ №80 – «Можно ли повысить личную эффективность школьника за счет использования эмоциональных ресурсов»?
▪ Кумыш Елена Владимировна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №80 – «Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроках литературы».
▪ Расулова Нармин Таировна и Симанова Александра Владимировна – учителя английского языка ГБОУ СОШ №80 — «Управление эмоциями в ходе организации проектной деятельности по английскому языку».
▪ Никитенко Никита Александрович – учитель технологии ГБОУ СОШ №80 – «Создание ситуаций успеха на уроках технологии».
▪ Аксютин Павел Александрович, заместитель директора по информатизации, учитель информатики ГБОУ СОШ №80 и Головкина Светлана Анатольевна, учитель математики ГБОУ СОШ №80 – «Повышение эмоциональной насыщенности урока математики».
В ходе проведения семинара был сделан акцент на понятия «эмоции», «мотивации», «эмоциональный интеллект», рассмотрена «модель мотивирующего потенциала деятельности», определены средства повышения личной эффективности школьника за счет использования эмоциональных ресурсов.
Все участники Семинара получили доступ к информационным материалам.
Полный текст пост-релиза и материалы: https://yadi.sk/d/ulVe5st7Rln2Hw
10 февраля 2021 года на VI Петроградском педагогическом форуме «Воспитание: от смыслов к действиям» ГБОУ НОШ № 99 «СТАРТ» представила семинар “Концепция воспитательной системы школы: направления - инструменты - традиции”.
Задачей семинара было дать ответ на вопросы дня:
Педагогическая команда ГБОУ НОШ № 99 «СТАРТ» представила концепцию действующей воспитательной системы учреждения. Выступления были представлены в виде докладов по ключевым направлениям воспитательной работы школы с презентацией воспитательных практик и педагогических технологий.
Несмотря на фронтальную форму работы спикеров, семинар носил интерактивный характер. Слушателям было предложено освоить новый инструмент ВКС MIND «Доска», посредством которого осуществлялась обратная связь.
Директор ГБОУ НОШ № 99 «СТАРТ» Резниченко Е.А. представила игровую среду учреждения, созданную для образования, развития и воспитания младших школьников и обозначила ее роль в воспитательной системе школы, раскрыла концептуальные особенности учреждения, отраженные в подпроектах Программы развития ОУ на 2020-2024 «Правильный старт – залог успеха!»
Полный текст пост-релиза и материалы: http://sch99.petersburgedu.ru/news/8108/
В рамках второго дня Форума педагоги смогли представить опыт работы по теме «Цифровые технологии как контекст воспитания».
Музыкальный руководитель ГБДОУ № 4 И.В.Таможник поделилась опытом креативного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников в дистанте. В своём выступлении Ирина Витальевна рассказала, как изменился привычный формат воспитательного и образовательного процесса в ДОО в связи с вынужденной самоизоляцией в условиях пандемии. Был дан подробный ответ на вопросы:
Музыкальный руководитель наглядно продемонстрировала, какие цифровые ресурсы были более продуктивными в условии дистанта для реализации программного содержания музыкальных занятий без потери качества образовательного процесса. Основной ресурс − ZOOM-конференция с непосредственным общением с воспитанниками и их родителями (законными представителями), с помощью которого успешно реализовались все виды музыкальной деятельности дошкольников. Также был представлен дополнительный материал на персональном сайте «Растём и развиваемся вместе с музыкой» http://музыкальноеразвитие рф/
Креативным опытом являлось применение необычных музыкальных инструментов из подручного материала, доступного каждому в домашних условиях, для различных музыкально-ритмических игр, активного слушания музыки.
Полный текст пост-релиза и материалы: http://ds4.petersburgedu.ru/forum--2020/ .
Во время работы трека «Цифровые технологии как контекст воспитания» участники секции – педагоги ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии пригласили слушателей к виртуальной дискуссии по теме: «Цифра в школе - для качества школьной жизни?». В данной виртуальной дискуссии были представлены современные взгляды выдающихся личностей на цифру и её влияние на подрастающее поколение. Основным направлениями стали области деятельности человека, такие как психология, экономика, искусства и политика.
Финальной точкой виртуальной дискуссии стали взгляды политиков до и после самоизоляции по вопросу цифровизации образования.
Ссылка на полный текст пост-релиза: https://drive.google.com/file/d/1gCFSAhcsJ38e4HnoM9eUQPqhkd7VSq47/view?usp=sharing и материалы: http://innovation.school77.ru/index3.html
В рамках Петроградского педагогического Форума, педагоги гимназии № 85 Вильцина М.А. и Кочешкова Л.Е. провели мастер-класс по созданию аудиогидов на бесплатной платформе "IZI travel". Присутствующие познакомились с "Мобильным образовательным аудиогидом «Пространство Памяти" с комплектом методических материалов. Цель представленного «Мобильного аудиогида» - создание условий для формирования аксиосферы учащихся, осознанной мировоззренческой позиции гражданина и патриота через освоение историко-культурного наследия Петербурга, синтезирующего образовательные и духовно-нравственные аспекты. Участникам секции предложили пошаговый алгоритм разработки, создания и использования образовательных аудиогидов в урочной и внеурочной деятельности. После мастер-класса слушатели отмечали, что представленный опыт педагогов гимназии был очень интересным и полезным, многое ими будет использоваться и в своей практике. Ссылка на пост-релиз и материалы: http://gym085.aptrg.gov.spb.ru/innovacionnaja-dejatelnost/mobilnyj-obrazovatelnyj-audiogid-prostranstvo-pamjati--s-komplektom-me/
Выступление на тему «Технология веб-квестов в работе школьной службы медиации» представила педагог-психолог ГБОУ Гимназии №67А.М. Собинова. В рамках выступления она рассказала об особенностях и возможностях технологии веб-квестов. Ссылка на полный тест пост-релиза: https://drive.google.com/file/d/1gPl5buaHk1YCDQe9XKB2EnLcb-UufDK4/view?usp=sharing и материалы: https://drive.google.com/file/d/1gJtv13l7flqifUbuNt9ZnZqdl7bzmhoA/view?usp=sharing Выступление на тему «Цифровые инструменты для формирования воспитательной компетенции педагога ДОУ» представили заведующий ГБДОУ №30 Н.Ю. Рубис, научный руководитель РИП ОУ К.В. Шапиро и методист К.В. Терехова.
Ссылка на пост-релиз и материалы: https://int20.ru/?p=2528
Завершился день на площадке Киноклуба, где педагоги решали дискуссионные вопросы ценностных ориентиров в жизни человека и их влиянии на его судьбу и на его дела.
А Форум продолжается….,.и вопросы ждут своих решений……