24 февраля 2021 года в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии №70 Петроградского района Санкт-Петербурга состоялся районный семинар «Формирование и развитие основ читательской компетентности на уроках литературы и во внеурочное время». В семинаре приняли участие более 20 педагогов Петроградского района: учителя русского языка и литературы, библиотекари, учителя внеурочной деятельности, методисты, председатели школьных методических объединений.
Открыла семинар методист ИМЦ Нина Евгеньевна Ражева. Она выступила с приветственным словом и обозначила актуальность темы: приобщения учащихся к чтению, формирование и развитие основ читательской компетентности на уроках литературы и во внеурочное время.
В рамках семинара учитель русского языка и литературы, председатель методического объединения учителейрусского языка и литературы гимназии №70, Наталья Анатольевна Ярышкина представила педагогам Петроградского района свой доклад «Формирование читательской грамотности и мировоззрения участников образовательного процесса». Наталья Анатольевна подчеркнула, что важнейшим приоритетом образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Чтение является одним из, средств познания окружающего мира, источником знаний и эмоциональных впечатлений, способствует развитию познавательного интереса школьников, воспитывает нравственные и гражданско-патриотические качества личности.
Следующий участником семинара была Кононова Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы гимназии №70, с темой «Воспитание читателя: копилка методических приёмов». В своем выступлении Кононова О.В., представила практический опыт реализации технологии литературного образования С.П.Лавлинского в рамках учебного предмета «Литература» и курса внеурочной деятельности «Школа читателя». Оксана Валерьевна собрала копилку методических приемов, которые реализуют диалогическую форму обучения, причем диалог понимается как путь совместного поиска читателями никому не известного заранее смысла художественного произведения.
Практический интерес у участников семинара вызвало выступление Зябриковой Марины Евгеньевны, учителярусского языка и литературы языка ГБОУ гимназии №70 «Работа со стихотворением на уроке литературы». Марины Евгеньевны рассказала,как ведет анализ формы и содержания стихотворений на примере Е.А.Боротынского и А.А.Фета. Подобные уроки с опорой на анализ стихотворных произведений могут завершаться мастерской творческого письма.
В заключительной части мероприятия педагог-библиотекарь ГБОУ гимназии №70 Ирина Семёновна Левиева, представила обзор современной литературы для подростков «Когда кончается детство». Серия книг-страданий. Жанр историческая проза, близкая к мемуарам. Герои представленных книг повзрослели слишком рано под воздействием внешних причин. В наш век потребительского отношения Ирина Семёновна хотела показать через художественные произведения истинные ценности в жизни, на что можно опереться, что поможет не сломаться в трудных ситуациях. Новый взгляд на то, что происходило 1930-40 годы.
Завершился семинар обсуждением докладов в режиме «открытый микрофон».