Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

Представители Петроградского района успешно приняли участие в Международном образовательном форуме

27.02.2021 15:43

26 февраля 2021 года в рамках Международного образовательного форума «Стань выше с Вышкой» под руководством д.п.н., профессором НИУ ВШЭ О.Е. Лебедева и к.п.н, доцентом НИУ ВШЭ А.Н.Бакушиной состоялся мастер-класс по теме «Достижения педагогов: ключ к успеху».

В мастер-классе на площадке НИУ ВШЭ, в режиме оф-лайн, приняли участие педагоги и руководители образовательных организаций Санкт-Петербурга: школ, гимназий, Информационно-методических центров. Мастер-класс также проходил в он-лайн режиме и к участию в нём подключились представители образовательных организаций регионов РФ.
Цель мастер-класса – рассмотрение возможностей педагогического сообщения об инновационном опыте как инструменте влияния на развитие образования.
В подготовке к проведению мастер-класса были задействованы эксперты научно-педагогического сообщества, магистры программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ СПб: МГ Ермолаева, к.п.н,  доцент СПбАППО, ТВ Модестова , к.п.н., директор ИМЦ Петроградского района, О.Ю. Демьянова, к.псих.н., заместитель директора ИМЦ Петроградского района, А.Ю. Тылик, к.фил.н, заместитель директора ИМЦ Приморского района, Т.Н.Заволокина, заместитель директора ГБОУ СОШ с углублённым изучением химии 77 Петроградского района.
Для подготовки мастер-класса экспертами были проанализированы почти 500 сообщений педагогических и управленческих команд, подаваемых на мероприятия для демонстрации педагогического опыта: конкурсы, форумы, конгрессы. При этом каждый из экспертов готовил ответ на один из следующих вопросов:

  • Рассматриваются ли в представленных материалах педагогические или управленческие задачи?
  • Какие доказательства эффективности (результативности) представленного опыта используются/ не используются?
  • Определяют ли заявители в своих сообщениях, на какой известный опыт они опираются или какой опыт ими был использован? Что в их опыте является новизной?
  • Сообщения представляют индивидуальный или коллективный опыт?
  • Можно ли судить о том каким будет следующий шаг?


В процессе предъявления ответов на вопросы, эксперты отметили следующие моменты, касающиеся анализа сообщений о педагогическом опыте: чаще всего опыт предъявляется управленческой или педагогической командой, авторские индивидуальные заявки представлены в достаточно меньшем количестве;
задачи предъявляемого педагогического опыта не всегда обозначаются и осознаются авторами, не видна логика раскрытия задач; чаще всего рассматривается описание работы образовательного учреждения без конкретных результатов, и, что важно, нет указание на проведения аналогового анализа для выявления новизны задачи;
при доказательстве эффективности опыта, авторы чаще всего применяют качественные подтверждения, связанные с самонаблюдением или успешного опыта реализации описанного педагогического продукта (инновационного опыта), нет количественных аргументов, например, результатов ГИА, которые могли бы подтвердить эффективность опыта;
при предъявлении нового продукта, авторы как правило рассматривают новое в контексте решения новых задач учреждения;
новые продукты представлены либо реиновацией (то есть внедрением того, что существовало ранее), либо адаптацией зарубежного опыта в условиях российского образования.
При этом, аналоговый анализ новизны предъявляемого также не представлен; в описываемых сообщениях практически не прослеживается лини развития предъявляемого опыта в учреждении во временной перспективе.

В процессе выступлений присутствующие на мастер-классе вступали в активные дискуссии о том, «Является ли сообщение об инновационном опыте теоремой или аксиомой?», «Какие надо создать условия, чтобы описание инновационного опыта стало механизмом для развития?», «Не будет ли происходить подавление авторской позиция педагога при формализованном описании опыта?».

Олег Ермолаевич Лебедев, подводя итог мастер-класса, отметил необходимость рассмотрения и учёта в работе критериев анализа педагогических сообщений об инновационном опыте.