27-28 октября на базе ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва проходила Общероссийская научно-педагогическая конференция «Уроки Лихачёва».
Конференция проводилась при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Академии постдипломного педагогического образования и КПО «Пушкинский проект».
В первый день участники конференции стали учениками. Они посетили уроки, которые провели учителя ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва и ГБОУ гимназии №171. Произошло знакомство со стилистическими особенностями сада и русской поэзии, речевым портретом личности и языковой картиной мира автора, Петербургским текстом и мифами о городе.
Перемену после уроков организовала Обухова Марина Юрьевна, директор ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва. «Уроки Лихачёва неслучайны в стенах нашей школы – Дмитрий Сергеевич не только учился здесь, но и формировался как человек, тонко чувствующий язык, художественную литературу и культуру», – отметила Марина Юрьевна.
Конференция продолжилась лекциями филологов, литературоведов, преподавателей высших учебных заведений.
Фёдоров Сергей Владимирович, заведующий кафедры филологического образования СПб АППО, проследил вместе со слушателями образ девы-путеводительницы в русской литературе и культуре, обращаясь к древнерусским текстам (Е. Еразму и «Повести о Петре и Февронии Муромских»), текстам XIX («Капитанская дочка» А.С. Пушкина) и современной литературе.
Продолжил разговор о древнерусской литературе и способах работы с ней, приобщении юных читателей к столь сложному и далёкому по времени комплексу текстов Филонов Евгений Анатольевич, сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Был представлен интернет-ресурс с оцифрованными рукописями, комментариями, иллюстрациями, ссылками и гипертекстом, который переносит читателей XXI века в эпоху Древней Руси и сокращает временную дистанцию между читателем и текстом.
Педагоги - участники конференции смогли и сами представить собственный опыт работы с текстами и идеями Д.С. Лихачёва. Началась работа секций. Учителя из разных школ и городов делились своими наработками и идеями. Тут же, в процессе обсуждения докладов, появлялись новые мысли. Рождался интерес, отклик, поддержка и настоящее творчество.
«Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя» (Д.С. Лихачёв).
Второй день конференции начался с приветственного слова Дзюба Екатерины Олеговны, руководителя проекта региональной научно-практической конференции школьников «Лихачёвские чтения».
Коллектив ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачёва представил участникам конференции фильм «Академик и время», где юные умы, учителя и преподаватель высшей школы размышляли о личности академика Д.С. Лихачёва, после просмотра которого началась панельная дискуссия «Экология культуры и современная система образования», в которой приняли активное участие преподаватели средней и высшей школы:
– Свирина Наталья Михайловна, д. п. н., профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт- Петербурга;
– Карачевцев Игорь Альбертович, директор, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №166, Заслуженный учитель Российской Федерации, абсолютный победитель конкурса Учитель года (2003);
– Малютина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва;
– Дзюба Екатерина Олеговна, член СХМСИ «Европейского художественного союза»,
Международного союза педагогов художников, руководитель музея истории школы, учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва;
– Семаков Артём Сергеевич, учитель английского языка ГБОУ СОШ №47 имени Д.С. Лихачёва.
Панельную дискуссию вёл Фёдоров Сергей Владимирович, к. п. н., заведующий кафедрой филологического образования СПб АППО, задавший векторы обсуждения: Петербургский учитель, взаимосвязь науки и культуры, науки и школы. Собрались разные поколения, а значит и взгляды. Каждый
«Я понял, что идеальный учитель должен следовать трём "О": быть образованным, обязательным и остроумным», – поделился собственным постулатом Игорь Альбертович Карачевцев.
Мастер-класс Карачевцева Игоря Альбертовича «Д.С. Лихачёв – последний петербургский интеллигент?» стал заключительным выступлением конференции. Вопрос так и остался открытым, потому что всегда есть надежда на новых героев нашего времени.
«Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте о путешествиях, мемуары. Читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её» (Д.С. Лихачёв).