Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

Научно-практическая конференция «Современные стратегии чтения и понимания текстов различной функциональности»

29.03.2022 11:38

22 марта в рамках XII Петербургского международного образовательного форума прошла VIII Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные стратегии чтения и понимания текстов различной функциональности». Организаторами Конференции стали Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, «Информационно-методический центр» Петроградского района Санкт-Петербурга и ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга.

В Конференции приняли участие свыше 200 педагогов Российской федерации и Белоруссии (Забайкальский край, республика Коми, Кемерово, Ярославль, Минск, Полоцк, Витебск, Липецк, Санкт-Петербург и Ленинградская область).

На пленарном заседании выступили:

  • Обухова Марина Юрьевна, директор ГБОУ СОШ № 47 им. Д. С. Лихачёва Петроградского района Санкт-Петербурга, заместитель председателя ГПМК по литературе, обладатель нагрудного знака «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», 
  • Малышева Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО, 
  • Фёдоров Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО, 
  • Свирина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО.

Далее состоялась работа в рамках четырех секций, каждая из которых отражала особое направление в развитии читательской грамотности через призму литературы и русского языка, искусства, истории, иностранного языка. 

На секции «Учу читать символы города» поднимали вопросы, связанные с литературным образованием в школе, делились опытом «читать» с учащимися архитектуру и скульптуру Санкт-Петербурга, была затронута проблема недостаточного осознания нынешней молодёжью ценности архитектурного наследия города. 

Выступающие секции «Текст в тексте» погрузили аудиторию в настоящий диалог текстов и пришли к выводу, что сочинение по русскому языку в формате ЕГЭ является текстом в тексте.

В рамках работы секции «Учим читать комментарий» рассматривали вопросы интерпретации зарубежных и русских художественных текстов, их творческое прочтение, говорили о роли комментария при работе с образами героев, показывали, как можно работать с драматическим текстом через экспрессивы. 

Важные идеи были высказаны гостями Конференции.

  • Обучение школьника пониманию текста- основная задача современного образования (Малышева Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО)
  • Художественный текст описывает себя сам заведомо полнее любого другого описывающего его текста (Фёдоров Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО) 
  • Новое зрительное впечатление и его метафорическое значение даёт возможность школьникам подняться над своими возможностями и понять текст. (Свирина Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО)

Участники Конференции сошлись во мнении, что особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.