Данное мероприятие проходило 23 марта в очном формате. Семинар посетили 36 педагогов из разных районов города Санкт-Петербурга.
На данном семинаре опыт работы представили педагоги ГУО «Ясли-сад №9 г. Новополоцка Витебской области Республики Беларусь Ковалева Ирина Михайловна, воспитатель, Шведова Алла Васильевна, воспитатель, Стукан Марина Леонидовна, учитель –дефектолог. Свой опыт коллеги представили в виде стендовых докладов и презентаций по следующим темам: «STEAM-технология, в развитии речи и интеллектуальных способностей дошкольников с ОВЗ через образовательные модули», «Бизиборд, как игровое пособие для развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста с трудностями в обучении», «Использование нетрадиционных аппликационных техник в развитии точных и сложных движений рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития». Гости мероприятия с интересом знакомились с представленным материалом, приводили аналогию данного опыта с условиями дошкольного образования Санкт-Петербурга.
Приветственное слово, Ольги Геннадьевны Гончаренко, заведующего ГБДОУ детского сада № 15 компенсирующего вида Петроградского района, открыло основную часть семинара. Мероприятие проходило в игровой форме и было насыщенно как теоретическими аспектами, так и педагогическими практиками, направленными на эффективность речевого развития дошкольника с ОВЗ. Педагоги представили коллегам множество авторских разработок в традиционных подходах и современных тенденциях. Нина Николаевна Лапицкая, учитель-дефектолог, познакомила гостей мероприятия с приёмами осознанного программирования высказывания дошкольников с ЗПР. Данный опыт показал, как с помощью символов можно построить словосочетание и предложение, как рассказать сказку или составить описательный рассказ. Ирина Васильевна Чех, учитель-дефектолог, представила приёмы визуальной поддержки, как один из эффективных и простых способов развития речевой инициативы ребёнка с ТНР. Практические советы помогли присутствующим коллегам освоить где, когда и как можно использовать визуальное расписание, оптимизировать общение и взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Елена Юрьевна Пашина, учитель-дефектолог, познакомила коллег с игровыми приёмами, направленными на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР, представив свои разработки. С Ниной Владимировной Панчайкиной, воспитателем, гости мероприятия упражнялись в развитии мелкой моторики с помощью традиционных и нетрадиционных материалов, с использованием авторских стихотворений. Интересные игровые приёмы работы, направленные на формирование речевых навыков дошкольников с ОВЗ, представили Марина Юрьевна Лященко, учитель-логопед, Наталия Андреевна Гатих, воспитатель и Елена Михайловна Улинцева, музыкальный руководитель. В своём мастер-классе они представляли авторские игры на закрепление звуков и игры с музыкальным сопровождением «Музыкальные загадки», которые они используют в своей работе для закрепления изучаемого лексического материала. Оксана Александровна Виноградова, воспитатель, Наталья Михайловна Быкова, учитель-логопед и Марина Георгиевна Красникова, педагог-психолог познакомили коллег с возможностями использования QR кодов в работе педагога с детьми на прогулке. Практическая часть данного выступления позволила оценить лёгкость подбора игр, речи с движением, литературного материала для использования в совместной деятельности с детьми вне группового пространства. Татьяна Леонидовна Брисберг, учитель-логопед и Ольга Анатольевна Иванова, старший воспитатель, представили коллегам авторскую методику «Карта исследователя», её возможности речевого и познавательного развития дошкольника с ОНР. В данном мастер-классе педагогам предложили поиграть с абстрактной картой исследователя, апробировать алгоритм проведения совместной деятельности с детьми в условиях группы, в условиях площадки для прогулки, а также в работе с родителями.
Динамика мероприятия не давала возможности гостям заскучать. Мероприятие получило живой отклик и множество положительных эмоций. В процессе завершающего этапа, присутствующими педагогами были отмечены актуальность и практическая значимость представленного опыта.