23 марта 2022 года на базе ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт- Петербурга в рамках XII Петербургского международного образовательного форума в смешанном формате состоялась всероссийская конференция «В ногу со временем: социально-педагогические ориентиры современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Модернизация современной системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, требования профессиональных стандартов, многочисленные новации, а также динамично меняющие условия окружающего мира формируют и новые вызовы в педагогической практике образовательных организаций, обучающих детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ходе конференции были рассмотрены важные вопросы, связанные с актуальными целевыми ориентирами деятельности образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ (умственной отсталостью); переосмыслением и обновлением комплекса условий, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, и актуализацией содержания образования обучающихся с легкой умственной отсталостью с точки зрения формирования жизненных компетенций; представлены инновационные социально-педагогические практики реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Работу конференции открыл обзорный доклад директора школы Анны Борисовны Петровой, освещающий организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса в качестве ключевого фактора повышения качества образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Линию рассмотрения комплекса условий продолжил доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе Марины Валерьевны Кузнецовой и педагога-психолога Ольги Николаевны Ивашовой о психолого-педагогических условия как элементе системы условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Борисовна Шлям представила вниманию слушателей доклад о преемственность между этапами образования при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Теоретическую часть конференции завершал доклад доцента кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, методиста педагогической лаборатории школы Натальи Николаевны Глазковой, представляющий слушателям анализ практических материалов исследований, реализованных ГБОУ школой №25 Петроградского района Санкт-Петербурга в статуте педагогической лаборатории Санкт-Петербурга и рассматривающий вопросы оценки готовности старшеклассников с умственной отсталостью к решению практико-ориентированных жизненных задач.
Продолжая анализ проведенных исследований методист Надежда Валерьевна Лебедева, учителя Ксения Викторовна Твердохлебова и Ольга Валерьевна Яшина представили проблемный доклад о приоритетные направления формирования жизненных компетенций обучающихся с легкой умственной отсталостью в ходе реализации образовательной программы, отражающий в том числе особенности проектирования дидактических условий образования данной категории обучающихся.
Во второй части конференции были представлены доклады учреждений-партнеров ГБОУ школы №25 по реализации программы педагогической лаборатории Санкт-Петербурга.
Педагоги МОКУ С(К)ОШ №4 городского округа «город Якутск» (республика Саха (Якутия) и МБОУ «С(К)ОШ для детей с ОВЗ «Злагода» муниципального образования «городской округ Симферополь» Республики Крым представили обзорные доклады об опыте реализации комплекса условий при организации образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в своих регионах.
Завершающий доклад об опыте использования дидактического пособия для развития коммуникативных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был представлен учителем-логопедом ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Лабуш Светланой Валерьевной.
В завершении конференции для гостей мероприятия была проведена экскурсия по образовательной организации.
В числе гостей и слушателей конференции были не только представители образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга, но и представители Адмиралтейского, Курортного, Колпинского и Невского районов города. К трансляции конференции присоединились слушатели из Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия), Республики Беларусь, Удмуртской республики и Самарской области.