На МО учителей русского языка и литературы «Разработка рабочих программ учебных предметов « русский язык» и «литература» и курсов внеурочной деятельности по требованиям ФГОС», состоявшемся в дистанционном формате 8 июня 2022 года, обсуждался вопрос технологии профессионального развития учителя русского языка и литературы для разработки эффективной и структурированной образовательной рабочей программы, направленной также на достижение личного профессионального роста и мастерства ведущего учителя. Образовательная ситуация 2022 г. и современный контекст преподавания русского языка, новые ФГОС, безусловно, определили концепцию разговора на встрече учителей. Примерная рабочая программа должна содержать универсальный кодификатор, вопросы формирования функциональной грамотности и повышения требований к качеству учебных достижений. Она должна усиливать и расширять воспитательный потенциал учебных предметов «Русский язык и литература».
На совещании педагогов -словесников особый акцент был сделан на проблемах методического сопровождения школ с низкими образовательными результатами учащихся по итогам проведения оценочных процедур в этом учебном году. Учителя, работающие в этих ОУ, выступили с аналитическими сообщениями о том, какими они видят причины возникновения трудностей у учащихся при выполнении диагностических работ и пути их преодоления. По проверяемым умениям и знаниям учащихся анализ ответов за курс основного общего и среднего общего образования выявил проблемные зоны и в профессиональной компетенции педагогов по предмету «Русский язык» и позволил судить о профессиональных затруднениях педагогов школ с низкими образовательными результатами. В образовательной организации рекомендовано осуществить следующие мероприятия: составление плана по коррекции затруднений педагогов; выбор педагогами актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки; взаимные посещения уроков; проведение диагностики затруднений педагогов. Рекомендовано организовать работу по взаимному посещению уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной и средней школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Необходима также усиленная теоретическая подготовка и самообразование (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, вебинары, методические дни, выступления, доклады, выставки); круглые столы, проводимые с целью обмена опытом; семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.
Ражева Н.Е., методист по русскому языку и литературе ИМЦ Петроградского района