03 ноября 2022г. в Петроградском районе на базе ГБДОУ детского сада №15 компенсирующего вида состоялся практико-ориентированный городской семинар «Активизация компенсаторных механизмов у дошкольников с ОВЗ посредством применения (использования) здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» для методистов, воспитателей ДОУ, учителей-логопедов, педагогов-психологов. Ведущим семинара выступила Сорокина Наталья Владимировна, заместитель директора, методист ИМЦ Петроградского района. На семинар было зарегистрировано 55 педагогов образовательных организаций Санкт-Петербурга. На площадке ГБДОУ детского сада №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга присутствовало 29 педагогов. Остальные участники практико-ориентированного городского семинара имели возможность подключиться к мероприятию он-лайн.
Наталья Владимировна обозначила актуальность проведения семинара, которая обусловлена поиском наиболее эффективных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Также ей было подчеркнуто, что современные требования к развитию личности обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею стимулирования компенсаторных процессов развития детей, которые позволяют формировать у них новые положительные качества.
С приветственным словом к участникам городского семинара обратился Резников Марк Арнольдович, старший преподаватель кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО Санкт-Петербурга. Марк Арнольдович рассказал об особенностях применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей.
Ольга Геннадьевна Гончаренко, заведующий Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга обозначила, что в условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей носит актуальный характер. В ГБДОУ детского сада №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга использует большой спектр здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, с которыми участники городского семинара имели возможность познакомиться.
Своим опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР поделилась Пашина Елена Юрьевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. Участники семинара заинтересовались методами и приемами работы Елены Юрьевны, а также теми играми и упражнениями, которые педагог использует в своей работе.
Педагоги-психологи Марина Георгиевна Красникова и Рушания Хамитовна Сердюк, ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга провели мастер-класс и представили фрагменты занятий по формированию основ здоровьесберегающих компетенций у детей дошкольного возраста в рамках семейного консультирования. В заключение своего выступления педагоги особо подчеркнули необходимость работы с родителями детей, с целью реализации поставленных задать в их образование. Была отмечена важность такого взаимодействия.
Познавательно-творческий проект в старшей группе дошкольного возраста ««Хвалилочки» - поддержка здорового психологического климата» представила Оксана Александровна Виноградова, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. Оксана Александровна отметила, что задача современного педагога состоит в поиске максимально продуктивных приемов и методов обучения с учетом применения здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих практик в сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателя компенсирующего ДОУ представили Елена Михайловна Улинцева, музыкальный руководитель и Наталия Андреевна Гатих, воспитатель ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
«Игры для здоровья» представила Юлия Александровна Морзобитова, инструктор по физической культуре и Ольга Викторовна Урсан, воспитатель ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга, как эффективный инструмент здоровьесберегающих технологий. В ходе мастер-класса были представлены упражнения, которые служат дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы; помогут решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, а также обогатить двигательный опыт; формировать основы безопасности жизнедеятельности.
Марина Юрьевна Лященко, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга познакомила участников городского семинара со здоровьесберегающими игровыми практиками, направленными на развитие речевых навыков дошкольников с ОВЗ. Мариной Юрьевной было отмечено, что важным условием в процессе в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа.
Наталия Германовна Чукалова, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 12 компенсирующего вида Василеостровского района Санкт-Петербурга выступила с докладом «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам».
Своим опытом работы по использованию нейрогимнастических игр и упражнений в работе с детьми поделились Марчук Наталья Николаевна, учитель-логопед; Самарина Оксана Викторовна, воспитатель группы компенсирующей направленности; Григорьева Юлия Сергеевна, воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга. Педагоги представили доклад «Организация двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР, ОНР с помощью логоритмических упражнений с элементами нейрогимнастики». Была отмечена важность выполнения нейрогимнастических упражнений для снижение утомляемости, активизации мыслительной деятельности и развития памяти, а также благоприятного влияния на эмоциональную сферу и развитие творческих способностей.
Грибовская Елена Анатольевна, учитель-логопед, Кузьмичева Ирина Александровна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №24 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга представили игровые упражнения для интеграции остаточных рефлексов у детей с нарушением речи.
Об активизации компенсаторных механизмов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмической гимнастики» рассказала участникам семинара Анна Михайловна Осипова, инструктор по физической культуре, ГБДОУ детский сад № 24 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга.
Участники городского практико-ориентированного семинара не только познакомились с педагогическими методами и приемы работы с детьми посредством применения здоровьесберегающих технологий, а также поделились своим опытом по работе в данном направлении и раскрыли секреты своего профессионального мастерства.