Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

«Районный семинар-практикум в рамках года наставничества «Взаимодействие службы сопровождения и педагогов ОУ, с целью профилактики школьной неуспешности обучающихся на начальном этапе обучения, в условиях реализации обновленных ФГОС»

28.11.2022 10:53

24 ноября 2022 года на базе ГБОУ гимназия №85 Петроградского района Санкт-Петербурга состоялся районный семинар-практикум в рамках года наставничества «Взаимодействие службы сопровождения и педагогов ОУ, с целью профилактики школьной неуспешности обучающихся на начальном этапе обучения, в условиях реализации обновленных ФГОС». Семинар был организован и проведен совместно с Отделом образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, ИМЦ Петроградского района и ППЦ «Здоровье». Участниками семинара стали заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга. На мероприятии присутствовало участие 72 участника.

С приветственным словом к гостям и участникам семинара обратился Смирнов Николай Валентинович, директор ГБОУ гимназия №85 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Районный семинар-практикум открыла Наталья Павловна Михайловская, главный специалист Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Наталья Павловна обозначила актуальность проведения семинара и обозначила цель мониторинга, который был проведен в начале 2022-2023 учебного года. Основными задачами мониторинга стали: выявление  уровня готовности первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных особенностей их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; компенсирование возможных пробелов и повышения школьной готовности, с целью проведения профилактики школьной дезадаптации; выработка стратегии и тактики обучения первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, с целью обеспечения решения задач по оптимизации личностного развития обучающихся.

Наталья Викторовна Паршикова, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга в своем выступлении озвучила проблемы адаптации первоклассников. Рассказала о том, какие трудности и сложности испытывают обучающиеся во взаимоотношениях с учителями и сверстниками, что усугубляется, как правило, проблемами со здоровьем, поведением и трудностями в обучении. Наталья Викторовна особо подчеркнула, что для того чтобы ребенок был успешен нужны определенные стартовые умения. Поэтому в ОУ района были проведены входные стартовые педагогические, логопедические и психологические диагностики. По результатам педагогического мониторинга были представлены следующие показатели. Среди обучающихся 1-х классах высокий уровень подготовленности у 18% первоклассников, средний уровень подготовленности у 35 % первоклассников и низкий уровень подготовленности у 9% первоклассников в районе.

Заместитель директора Информационно-методического центра Петроградского района Наталья Владимировна Сорокина познакомила участников семинара с результатами речевого мониторинга обучающихся 1-х классов, который провели учителя-логопеды во всех ОУ района в начале 2022-2023 учебного года. Были озвучены проблемные точки, на которые стоит обратить внимание учителей начальной школы в ходе реализации образовательного процесса, взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом-психологом в своей образовательной организации.

Павлова Лариса Леонидовна, методист, педагог-психолог ППЦ «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга, доложила присутствующим об основных этапах профилактики дезадаптации обучающихся 1-х классов: диагностике, анализу, построения траектории сопровождения. Также Ларисой Леонидовной были представлены результаты мониторинга сформированности универсальных учебных действий у первоклассников, педагогами-психологам ОУ.В 2022-2023 учебном году специалисты образовательных организаций использовали следующие методики: анкету школьной мотивации М.Н.Ильиной на предмет выявления отношения к школе и мотивации; рисунок «Что мне нравится в школе?» (рисунок по Н.Г.  Лускановой ); опросник для педагогов; анкета для родителей «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.). ДалееЛарисой Леонидовной была описана система работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса, представлены основные формы работы, а также выделены основные направления работы (индивидуальной/групповой) в зависимости от выявленных трудностей: тревожности, саморегуляции, проблемы в общении, трудности в обучении, отсутствие мотивации.

Максимова Елена Александровна, учитель-логопед, педагог-дефектолог ГБОУ интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга представила фрагмент урока и рассказала участникам семинара о взаимодействии специалистов службы сопровождения и учителей, а также о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в рамках образовательной организации.

С вопросами организации работы психолого-педагогического консилиума в ОУ познакомила участников практико-ориентированного семинара Филиппова Оксана Валерьевна, педагог-психолог ГБОУ №25 Петроградского района Санкт-Петербурга.

В заключительной части семинара Наталья Ивановна Кочубей, директор ППЦ «Здоровье» подчеркнула важность профессионального взаимодействия на уровне дошкольного, школьного и внешкольного образования. Рассказала о роли территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума, как практических инструментах корректного и своевременного сопровождения участников образовательного процесса. С опорой на актуальную нормативно-правовую базу, особенности и разнообразие подходов у образовательных учреждений к преодолению школьных трудностей, она поблагодарила участников за отклики, интересные вопросы, отметила особую поддержку Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга и подчеркнула необходимость планирования дальнейших скорых практико-ориентированных встреч, семинаров и мастер-классов на основе имеющихся опыта, успехов и проблемных зон специалистов служб сопровождения.