Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

Районное методическое объединение учителей ОРКСЭ и ОДНКНР «Формирование и оценка функциональной грамотности»

01.12.2022 11:01

30 ноября на базе ГБОУ СОШ № 91 состоялось районное методическое объединение учителей ОРКСЭ и ОДНКНР «Формирование и оценка функциональной грамотности».

Функциональная грамотность – это не новые знания или новые грамотности. Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно давать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Учебные предметы ОРКСЭ и ОДНКНР обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.

Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за ее реализацию берутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Что касается предмета ОРКСЭ, то он занимает совсем небольшое место в учебном плане, 1ч в 4 классе и как продолжение -реализация предметной области ОДНКНР в основном звене. Предмет гуманитарный, а значит основное место в нем занимает текст и работа с ним. К тому же, здесь текст помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи при формировании духовно-нравственных качеств личности. Таким образом понятно, что на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР мы можем формировать и развивать в первую очередь читательскую грамотность, как одну из составляющих функциональной грамотности.

Что касается других составляющих функциональной грамотности, то есть математическую, естественно-научную и финансовую грамотность, мы оставим другим школьным предметам, а вот глобальные и поликультурные компетенции как будто бы и придуманы для того, чтобы развивать их на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Достаточно сравнить компоненты и ценности модели глобальных компетенций и планируемые результаты освоения курсов. Уважительное отношение к людям других культур и религий, взаимопонимание, уважение человеческого достоинства – об этом мы говорим в каждой теме и на каждом уроке.  Масса возможностей и для развития креативного мышления, задания творческого характера, позволяющие каждому показать свое «я» тоже, конечно, предусмотрены программами  предметов.

На методическом объединении обсуждались возможности трансляции лучших практик учителей школ Петроградского района.