Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

Представление опыта «Организация работы по поддержке школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов: среда обсуждения ценного опыта»

15.02.2023 10:12

14 февраля 2023 года в рамках VIII Петроградского педагогического форума состоялась работа секции «Организация работы по поддержке школ, функционирующих в зоне риска снижения образовательных результатов: среда обсуждения ценного опыта».

Выступление Меркушовой Натальи Ивановны, руководителя РЦОКО ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, было посвящено комплексному анализу результатов оценочных процедур. В ходе освещения опыта Петроградского района Санкт-Петербурга в этом вопросе участникам встречи были предложены различные виды комбинирования оценочных процедур для выявления школ с низкими образовательными результатами (далее-ШНОР) и школ, функционирующими в зоне риски снижения образовательных результатов (далее-ШФЗР):

  • сравнение результатов ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), ВПР;
  • исследование количества неудовлетворительных результатов по ГИА-11;
  • анализ динамики результатов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ);
  • анализ результатов рейтингов образовательных организаций с использованием кластерного анализа.

Данные сравнительные расчеты представлены в районных сборниках «Качество образования»  (http://pimc.spb.ru/pechatnye-izdaniya/kachestvo-obrazovaniya/ ). В ходе выступления было отмечено, что полученные данные позволяют видеть образовательные организации, требующие особого внимания со стороны методистов ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга,  а также хорошо коррелируют между собой, таким образом, отражают объективную картину. В то же время, отсутствие объективности получаемых результатов может существенно исказить картину с качеством образования, привести к принятию неэффективных решений.

Именно поэтому в логике данной темы следующее выступление было посвящено вопросам объективности оценивания. В ходе своего выступления аналитик ГЭП ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, Меркушова Юлия Александровна представила районный опыт анализа объективности Всероссийских проверочных работ. Основные направления работы, связанные с обеспечением объективности, на районном уровне состоят в следующем:

  • формирование позитивного отношения к объективному оцениванию – как к ресурсу, позволяющему увидеть истинную картину;
  • формирование нормативной базы на уровне образовательных  организаций и районной системы управления образованием, закрепляющей процедуры, обеспечивающие объективность результатов;
  • проведение взаимопроверки и перепроверки ВПР.

В качестве инструментов оценки объективности выступают:

  • сравнение отметок по журналу и результатов ВПР;
  • данные распределение баллов за ВПР по району в целом и в отдельных образовательных организациях;
  • результаты выборочной перепроверки ВПР.

В результате на районном уровне возможно выявление потенциальных зон риска по необъективности и принятие предупреждающих действий.

В заключительной части мероприятия Сорокина Наталья Владимировна, методист, заместитель директора ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, являясь районным координатором проекта по работе со школами с низкими образовательными результатами представила участникам семинара опыт по работе в данном направлении. Наталья Владимировна обозначила, что система методической работы ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга направлена на повышение качества образования в районе и реализуется посредством следующих мер:

  • создание единого информационно-методического пространства;
  • обеспечение условий для деятельности общественно-профессиональных структур;
  • стимулирование инновационных подходов к организации методической работы на уровне района и образовательной организации;
  • тиражирование и распространение успешного педагогического и методического опыта;
  • оказание адресной помощи педагогам и образовательным организациям с учетом результатов статистических и аналитических данных, прямо или косвенно подтверждающих наличие профессиональных дефицитов педагогических работников, результатов изучения удовлетворенности педагогов качеством методического сопровождения.

Методическое сопровождение деятельности ШНОР и ШФЗР Петроградского района Санкт-Петербурга осуществляется с учетом специфики конкретной образовательной организации: характером реализуемой образовательной программы, уровнем развития профессиональной компетентности педагогических кадров, наличием актуальных для педагогов и образовательной организации в целом проблем методического характера. ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга в своей деятельности при работе со ШНОР, решает следующие задачи:

  • Обеспечение адресно и персонифицировано консультационной поддержки педагогов и административной команды школы при организации методического сопровождения: выявление причин низких образовательных результатов в конкретной школе;  помощь в нахождении способов решения выявленных проблем; корректирование с помощью управленческих инструментов (принятых решений) образовательного процесса.
  • Сокращение дистанции взаимодействия между специалистами ИМЦ и школы:  создание возможностей для сотрудников ИМЦ взглянуть на проблемы глазами учителей и администрации школы; формирование у учителей и администрации школы умения взаимодействия в культуре открытости и доверия (совместного обсуждения проблемных учебных ситуаций с выходом на конкретные решения по затруднениям).

В завершении семинара было отмечено, что в Петроградском районе Санкт-Петербурга создана система поддержки профессионального развития педагогов и реализация целевых дополнительных программ повышения квалификации на базе ШНОР по вопросам коррекционной педагогике, специальной психологии, адаптации обучающихся с трудностями в обучении и выстраивания работы с данной категорией обучающихся и обучающихся «группы риска»; по повышению качества работы по преодолению проблем в усвоении образовательных программ обучающихся с одной стороны и уровня профессиональной компетентности педагогов с другой стороны;  освоению и внедрению в педагогическую практику школ с низкими образовательными результатами современных коррекционно-развивающих методик, педагогических методик и программ.