13 февраля 2023 года на базе ГБОУ Гимназия №67 Петроградского района Санкт-Петербурга в рамках VIII Петроградского педагогического форума состоялась работа секции «Практика применения вариативных форм работы по развитию высших психических функций с целью профилактики школьной неуспешности: рефлексивный компонент в деятельности педагогов». Семинар был организован и проведен совместно с Отделом образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, ИМЦ Петроградского района и ППЦ «Здоровье». Участниками семинара стали заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя-логопеды, педагоги-психологи образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга.
Семинар-практикум открыла Наталья Павловна Михайловская, главный специалист Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Наталья Павловна обозначила актуальность проведения данного семинара. Были выделены основные задачи мероприятия:
- развитие высших психических функций у обучающихся по выявленным дефицитам с учетом индивидуальных особенностей их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо учитывать в ходе обучения;
- компенсирование возможных пробелов и профилактика школьной неуспешности; выработка стратегии и тактики обучения с учетом его индивидуальных возможностей, с целью обеспечения решения задач по оптимизации личностного развития обучающихся.
Наталья Сергеевна Горбань, педагог-психолог ГБОУ НОШ №99 «СТАРТ» Петроградского района Санкт-Петербурга в своем выступлении «Особенности коррекционно-развевающей работы с неуспевающими школьниками: аспекты и направления работы педагога-психолога при взаимодействии с учителями начальной школы» рассказала о формах и приемах психолого-педагогической работы с неуспевающими обучающимися. Наталья Сергеевна подчеркнула, что работа ведется совместными усилиями заместителя директора по УВР, классных руководителей, учителя-логопеда и педагога-психолога. Выступающей были выделены основные причины трудностей в обучении, а именно:
- Слабые процессы памяти, мышления, слабая концентрация внимания.
- Несформированность функций самоконтроля и умения действовать по правилам.
- Низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых мотивов в учебной деятельности.
- Быстрая утомляемость.
- Низкая самооценка, неуверенность в собственных силах.
- Педагогическая запущенность в семейном воспитании.
В своем выступлении Пальчикова Елена Георгиевна, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга сделала акцент на формировании почерка у обучающихся и преимуществах обучения каллиграфии. Елена Георгиевна в своем выступлении подчеркнула, что занятия каллиграфией не только научат ребёнка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей; они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка.
Бубнова Юлия Викторовна, учитель-логопед ГБОУ гимназия №85 Петроградского района Санкт-Петербурга рассказала присутствующим на мероприятии о возможности совместной работы учителей-логопедов и учителей начальной школы в аспекте коррекции почерка у обучающихся. Юлия Викторовна выделила основные причины таких нарушений и озвучила современные методы коррекции.
Педагоги ГБОУ Гимназия №67 Петроградского района Санкт-Петербурга, Патласова Ольга Сергеевна, учитель начальных классов и Егги Полина Максимовна, учитель-логопед, провели мастер-класс по эффективным способам запоминания. Ими было подчеркнуто, что существуют определенные приемы по развитию памяти, которые можно использовать учителю в своей работе, учитывая специфику содержания учебного материала. Участники семинара познакомились с приемами эффективного запоминания, а также сами поупражнялись в их применении. Ольга Сергеевна и Полина Максимовна раскрыли секреты мнемотехники, как одного из способов развития памяти. Участники семинара-практикума активно включились в обсуждение вопросов по заявленной тематике.
Евгений Алексеевич Коротоножкин, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР ГБОУ школа №25 Петроградского района предложил переосмыслить роль этих уроков физической культуры не только в физическом, но и умственном развитии учащихся. Евгений Алексеевич подчеркнул, что в процессе физических занятий учителю необходимо развивать активно такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создать на уроках проблемную (поисковую) ситуацию, развитие у обучающихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение младших школьников в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности. Использование метапредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
В заключительной части семинара-практикума Наталья Ивановна Кочубей, директор ППЦ «Здоровье» подчеркнула важность профессионального взаимодействия на уровне не только школьного, но и дошкольного, и внешкольного образования. Наталья Ивановна напомнила о роли территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума, как практических инструментах корректного и своевременного сопровождения участников образовательного процесса. Она поблагодарила участников за отклики, интересные вопросы, отметила особую поддержку Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга и подчеркнула необходимость планирования дальнейших скорых практико-ориентированных встреч, семинаров и мастер-классов на основе имеющихся опыта, успехов и проблемных зон специалистов служб сопровождения.