20 февраля 2023 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы «В мастерской учителя: «Модель «Обучение вне стен классной комнаты»: содержание, сущность, приемы» педагоги-словесники вновь размышляли над вопросами: Как привить любовь к чтению? Как «оторвать» ребенка от телефона и мотивировать его взять в руки книгу? Как интегрировать парки, театры, музеи, загородные лагеря в образовательную деятельность?
Педагоги Гимназии № 67 предложили очень интересную образовательную модель «Обучение вне стен классной комнаты» и представили ее
Модель образования – это особый способ организации образовательного пространства, организации образовательного процесса, включающий обучение, воспитание, развитие личности.
Купирова Елена Анатольевна, к.п.н., заместитель директора по НМР, рассказала об особенностях модели, истоки которой лежат античности и в эпохе просвещения. Платон, Сократ, Демосфен обучали на природе. Великий гуманист Жан-Жак Руссо обосновывал роль «естественного» воспитания. В западноевропейской и американской традиции широко распространена модель «outdoor learning». Елена Анатольевна рассказала об особенностях изучения сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в условиях образовательного выезда на загородную базу, показала созданные учениками видеоролики – инсценирование фрагментов сказки.
Евдокимова Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы, представила творческую мастерская «Мучные младенцы» в модели «обучение вне стен классной комнаты», проведенную на загородной базе отдыха. Изучение художественного произведения превратилось в настоящий проект; шестиклассники, как и герои книги, ухаживали за своими мучными младенцами, вели дневник наблюдений и пытались осмыслить себя и свои взаимоотношения с ровесниками и родителями. Виктория Владимировна показала интересный прием – коллективное чтение выбранных страниц повести и создание аудиозаписи этого чтения.
Можно ли провести урок литературы в Ботаническом саду? Конечно! Архипенкова Ксения Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, описала опыт своей работы в мастерской «Литературная аллея осени. Изучаем средства художественной выразительности в Ботаническом саду». Творческим продуктом урока стала «лиственная россыпь» стихотворений, созданных семиклассниками.
К классике – через современность! Таково педагогическое кредо Меркуловой Алены Викторовны, учителя русского языка и литературы, которая представила интереснейшее сообщение «Серебряный век шаг за шагом: технология веб-квеста с элементами геокэшинга в модели «Обучение вне стен классной комнаты». Пройди с друзьями-одноклассниками по блистательному Санкт-Петербургу, используя гугл-карту, найди отмеченные на ней литературные места, выполни интерактивные задания, сними ролик, сделай аудиозапись, составь творческий отчет – вот лишь некоторые из предложенных ученикам заданий.
Работая в модели «Обучение вне стен классной комнаты», школьники, с одной стороны, погружаются в мир художественного произведения, расширяя 45-минутное пространство урока, с другой – овладевают эстетическими и личностными умениями, необходимыми для воспитания человека высокой культуры.
«Очень интересные приемы! Необычная модель организации учебного пространства! Хочется попробовать! Вдохновляет! Как жаль, что я раньше этого не знала! Обязательно буду использовать» - таковы отзывы о семинаре учителей русского языка и литературы Петроградского района.