Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

Городской семинар «Функциональная грамотность обучающихся в процессе освоения экологических знаний»

16.05.2023 15:25

15 мая 2023 на загородной базе отдыха детского оздоровительного лагеря «Юность» директора, методисты, учителя ,воспитатели, педагоги дополнительного образования встретились для обмена опытом, решения назревших проблем и выработки стратегии по развитию функциональной  экологической грамотности в образовании и воспитании.

В работе семинара приняли участие  6 образовательных учреждений из Петроградского, Кировского, Колпинского, Московского районов  города, более 30 педагогов. Были затронуты вопросы освоения экологических знаний на всех этапах образовательного процесса и  в разных возрастных группах. Систему работы представила  Григорьева Екатерина Александровна директор ГБОУ Гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга в докладе «Экологическое воспитание как аспект здоровьесозидающих технологий».

Актуальные вопросы были поставлены и раскрыты на пленарном заседании в докладе: «Формирование экологических представлений в начальной школе» Пановой Ниной Васильевной, кандидат педагогических наук, доцент НИИ СПб ПИБВО, методист, педагог-психолог.

Доклад «Экологическое воспитание школьников в модели «Обучение вне стен классной комнаты». Купирова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, руководитель лаборатории образовательных инноваций ГБОУ  Гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга поделилась технологией и методикой, позволяющей эффективно работать над функциональной грамотностью вне классной  комнаты в средней и старшей школе, представила опыт лаборатории образовательных инноваций Гимназии № 67.

Определили три направления работы:

1. «Игра, как условие формирования функциональной грамотности в экологическом воспитании» доклад , Ивасько Наталии Эдуардовны, методист ГБОУ Гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга, где представлен десятилетний опыт игры по станциям экологической направленности.
•    Мастер-класс: «Тайна красного чемоданчика», Ярулина Аделия Робертовна, учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №67 Петроградского района Санкт-Петербурга продемонстрировала  возможность использования лабораторного оборудования в разных предметных сферах.
•    Михайлова Зинаида Сафоновна ,педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №389 «ЦЭО» Кировский района Санкт- Петербурга в докладе: «Формирование экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность» показала возможность профессиональной ориентации школьников через участие в лабораторных исследованиях по изучению окружающей среды и развитие функциональной грамотности при участии в конкурсах .
•    О возможности начинать работу по экологическому воспитанию в раннем возрасте рассказали Деминова Светлана Владимировна, учитель-логопед, учитель-дефектолог СПб ГБУ ЦССВ № 15 для детей-сирот, Игнатьева Наталья Владимировна  учитель -логопед, учитель- дефектолог СПб ГБУ ЦССВ № 15 для детей-сирот в докладе: «Квест- игра как форма  работы по экологическому воспитанию детей-сирот дошкольного возраста»

2. «Экология человека. Профессиональная деятельность педагога», Нина Васильевна Панова, к.п.н., доцент НИИ СПб ПИБВО, методист, педагог-психолог представила доклад: «Формирование экологического сознания в современных условиях развития образования», в котором осветились психолого-педагогические проблемы и пути их решения.
•    Широкий отклик получил доклад: Развитие экологической культуры школьников в системе дополнительного образования», Артюшевская Ирина Валентиновна, заведующий ОДОД, старший методист; Кравченко Вера Ивановна, педагог дополнительного образования ГБОУ лицей № 389 "ЦЭО"Кировского района Санкт-Петербурга ,представлена система работы по экологической культуре.
•    Малова Светлана Александровна, учитель биологии и химии  ГБОУ школа № 452  Колпинский район, Санкт-Петербург, дала увидеть в своём докладе :«Фрагментарность использования экологического мышления на уроках биологии и химии» и возможность применять отдельные приёмы для развития мышления у старших школьников.
•    Рассматривались пути формирования функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями в докладах «Реабилитация и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через раскрытия творческого потенциала», Кириченко Екатерина Владимировна Заведующий ОДОД Спб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию 15

•    Доклад: «Формирование гармонично развитой личности воспитанников с ОВЗ посредствам систематических занятий общей физической подготовкой», Кудрявцева Ирина Евгегьевна ,инструктор по физической культуре  Спб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию 15

•    Доклад: «Социальная экология как путь безопасности человека», Воронова Алла Георгиевна социальный педагог ГБОУ ЦО№173 Петроградского района, Санкт-Петербурга.

•    Необходимость использования образовательных ресурсов в овладении экологическими знаниями доказала в доклад: «Использование школьного «Вавиловского огорода» как образовательного ресурса для практического изучения экологии», Бенжина Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования ГБОУ №389 «Центр экологического образования» Кировского района Санкт-Петербурга    

•    Мастер-класс «Театрализованные игры в школе:  театр одного актера», Бражникова Кристина Георгиевна педагог-психолог ГБОУ школа № 544 Московского района,Санкт- Петербурга продемонстрировала особенности психологической разгрузки для детей с поведенческим нарушением.

3. «Взаимодействие семьи и школы в освоении экологических знаний»

•    Доклад: «Экологическое воспитание младшего школьника. Пути и направления», Светлана Романовна Алябьева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга, задала правильный вектор работы в освоении экологических знаний и умений и навыков.

•    Мастер-класс :«Экологический квест- игра, как один из методов развития функциональной грамотности», Чалухина Надежда Викторовна методист, учитель начальных классов ГБОУ Гимназии 67 Петроградского района Санкт-Петербурга. Практическая работа над составлением квест-игры с использованием электронных носителей.

•    Доклад :«Профессиональная ориентация учащихся средствами взаимодействия с профильными учреждениями «Вавиловскийогород», Вильдеева Регина Ильшатовна педагог дополнительного образования ГБОУ лицей № 389 "ЦЭО" Кировского района Санкт-Петербурга

•    Доклад: «Реабилитация и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через раскрытия творческого потенциала», Василькова Ирина Александровна Музыкальный руководитель Спб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию 15 Стешина Ольга Александровна ,методист ГБОУ лицей № 389 "ЦЭО" Кировского района Санкт-Петербурга

•    Доклад: «Экологическое воспитание дошкольников во взаимодействии с родителями через проект: «Эколята – Дошколята», Бранчуговой Галины Васильевны Воспитатель  Кузнецова Ольга Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад N70 Петроградского района Санкт-Петербурга.

•    Доклад: «Урок по окружающему миру», Игнецова Екатерина Геннадьевна, учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня ГБОУ Гимназии 67 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Эти доклады объедены основной идеей: основа успеха экологического воспитания – участие родительского коллектива в решении поставленных задач по воспитанию. 

Представленные стендовые доклады осветили:

  • Экологическое воспитание и образование в разновозрастной группе
  • Использование блоговых платформ
  • Работа экоотрядов
  • Творческие задания при освоении экологических знаниях
  • Современный взгляд на экокультуру
  • Аспекты экологической грамотности при здоровьесбережении и здоровьесозидании
  • Активное участие в проектно-исследовательской деятельности