18 мая 2023 года на базе ГБОУ СОШ №51 Петроградского района Санкт-Петербурга состоялся районный семинар-практикум «Взаимодействие службы сопровождения и педагогов ОУ, с целью профилактики школьной неуспешности обучающихся на начальном этапе обучения. Анализ результатов диагностических мероприятий в 2022-2023 учебном году». Семинар был организован и проведен совместно с Отделом образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, ИМЦ Петроградского района и ППЦ «Здоровье». Участниками семинара стали заместители директоров по УВР, учителя-логопеды, педагоги-психологи образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга.
На мероприятии присутствовало 47 педагогов из образовательных организаций Петроградского района.
Районный семинар-практикум открыла Наталья Павловна Михайловская, главный специалист Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Наталья Павловна обозначила актуальность проведения семинара и обозначила цель диагностических мероприятий, которые были проведены в начале и в конце 2022-2023 учебного года. Основными задачами стали: выявление динамики уровня освоения первоклассниками учебной программы с учетом индивидуальных особенностей их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо было учитывать в ходе обучения; компенсирование возможных пробелов и повышения школьной мотивации, с целью проведения профилактики школьной дезадаптации; выработка стратегии и тактики обучения первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, с целью обеспечения решения задач по оптимизации личностного развития обучающихся.
Наталья Викторовна Паршикова, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга выступила на семинаре по теме: «Анализ педагогической диагностики обучающихся 1-х классов в 2022-2023 учебном году». Наталья Викторовна озвучила содержание диагностической работы и отметила, что проведенные диагностические мероприятия соответствуют Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. Наталья Викторовна представила слушателям семинара подробный анализ диагностических материалов и дала методические рекомендации для заместителей директоров, методистам и учителям начальной школы.
Шпаковская Ольга Анатольевна, методист ППЦ «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга озвучила результаты психолого-педагогической диагностики, целью которой было выявление обучающихся «группы риска» (школьная неуспешность). Ольгой Анатольевной были рассмотрены вопросы по формированию эмоционального интеллекта, пошаговый алгоритм формирования навыков самооценки, а также влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Особое место было уделено вопросу профилактики утомления обучающихся на уроке, так как предупреждение утомления школьников зависит от сочетания трех факторов: трудности учебного материала, эмоционального состояния обучающихся и насыщенности видов деятельности. Ольга Анатольевна особо подчеркнула, что планирование и проведение физ.минуток является важным моментом на уроке, так как снижение качества работы говорит о начальном признаке утомления. Участники семинара-практикума ещё раз убедились в том, что Психолого-педагогический консилиум является очень важным механизмом для актуализации работы с ребенком на ранних стадиях, так как малый круг специалистов может детально обсудить дальнейшую работу по индивидуальному сопровождению. Только совместная работа может дать результаты.
Заместитель директора, методист Информационно-методического центра Петроградского района Наталья Владимировна Сорокина познакомила участников семинара с результатами речевого мониторинга обучающихся 1-х классов, который провели учителя-логопеды во всех ОУ района в начале и в конце 2022-2023 учебного года. Были озвучены проблемные точки, на которые стоит обратить внимание учителей начальной школы в ходе реализации дальнейшего продолжения образовательного процесса, взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом-психологом в своей образовательной организации.
В заключительной части семинара Наталья Ивановна Кочубей, директор ППЦ «Здоровье» подчеркнула важность профессионального взаимодействия на уровне дошкольного, школьного и внешкольного образования. Рассказала о практических инструментах корректного и своевременного сопровождения участников образовательного процесса. С опорой на актуальную нормативно-правовую базу, особенности и разнообразие подходов у образовательных учреждений к преодолению школьных трудностей, Наталья Ивановна поблагодарила участников семинара за отклики, интересные вопросы. Также Наталья Ивановна отметила особую поддержку Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга и подчеркнула необходимость планирования дальнейших практико-ориентированных встреч, семинаров и мастер-классов на основе имеющихся опыта, успехов и проблемных зон специалистов служб сопровождения.