09 ноября 2023 года на базе ГБОУ СОШ №75 с углубленным изучением немецкого языка Петроградского района Санкт-Петербурга состоялся районный семинар-практикум «Анализ стартовой диагностики с целью профилактики школьной неуспешности обучающихся в 2023-2024 учебном году». Семинар был организован и проведен совместно с Отделом образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, ИМЦ Петроградского района и ЦППМСП «Здоровье» Петроградского района. В семинаре приняли участие заместители директоров по УВР, учителя русского языка, учителя математики, педагоги-психологи, молодые педагоги образовательных организаций Петроградского района Санкт-Петербурга. На мероприятии присутствовало 77 участников.
С приветственным словом к гостям и участникам семинара обратился Соловьев Виталий Дмитриевич, исполняющий обязанности директора ГБОУ СОШ №75 Петроградского района Санкт-Петербурга. Районный семинар-практикум открыла Наталья Павловна Михайловская, главный специалист Отдела образования Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. Наталья Павловна обозначила актуальность проведения семинара и сформулировала цель стартовой диагностики в 5-х классов во всех образовательных организациях Петроградского района, которая была проведена в начале 2023-2024 учебного года.
Наталья Викторовна Паршикова, методист ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга в своем выступлении озвучила самые часто встречающиеся трудности в усвоении русского языка и математики у обучающихся в начальной школе на основе Всероссийских проверочных работ. По итогам анализа результатов работ были даны рекомендации для создания условий по достижению успешности обучающихся.
Методистом по русскому языку и литературе ИМЦ Петроградского района. Н.Е. Ражевой представлен анализ результатов стартовой диагностики в 5-х классах, в котором она остановилась на ключевых проблемных блоках. Была подчеркнута необходимость корректировки рабочих программ, создания индивидуальной траектории преодоления трудностей и карт индивидуального контроля, формирования общеучебных умений и навыков пятиклассников. Состоялся заинтересованный разговор коллег о вопросах формирования предметных и метапредетных компетенций обучающихся на уроках русского языка при подготовке к ВПР, в которых диагностика осуществляется комплексно. Нина Евгеньевна сделала акцент на важности адресной методической помощи по запросам учителей, имеющих профессиональные предметные и методические дефициты, на необходимости внутришкольного мониторинга с учётом планируемых результатов согласно требованиям ФГОС , контроля своевременного повышения квалификации учителей на курсах ИМЦ, АППО и участия учителей в работе предметных ШМО, РМО, ГМО.
Методист по математике ИМЦ Петроградского района Светлана Анатольевна Головкина в своем выступлении подробно проанализировала особенности выполнения заданий стартовой работы по математике в 5-х классах. Были выявлены затруднения и типичные ошибки по каждому заданию. Педагоги получили рекомендации по совершенствованию преподавания, по организации дифференцированного обучения. Основной упор был сделан на сопоставлении заданий стартовой работы с заданиями работы в рамках ОГЭ (2 части с развернутым ответом), критериях оценивания, правильного оформления и основных ошибках, которые делают ученики. Дальнейшая адресная работа с учителями и мероприятия в рамках РМО по математике помогут подготовить обучающихся к успешному написанию ВПР по предмету.
Наталья Владимировна Сорокина, заместитель директора ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга познакомила участников семинара с результатами мониторинга письменной речи обучающихся 5-х классов, который провели учителя-логопеды во всех ГБОУ района в начале 2023-2024 учебного года. Были озвучены проблемные точки, на которые стоит обратить внимание учителям русского языка в ходе реализации образовательного процесса.
Заместитель директора, педагог-психолог ЦППМСП «Здоровье» Петроградского района Санкт-Петербурга Мария Викторовна Куликова обозначила, что по результатам диагностики ведущими мотивами у пятиклассников стали: позиционный (стремление к лидерству), познавательный (поиск новых знаний, увлечение интересными фактами) и социальный (стремление быть полезными обществу). Эти мотивы согласуются с возрастными и психологическими особенностями младшего подросткового возраста, для которых в приоритете коммуникация, взаимодействие, поиск себя в этом мире.
В целом по району уровень школьной тревожности не превышает пороговых значений, но в каждом образовательном учреждении есть над чем работать в плане индивидуальных занятий и консультаций, тренингов в подгруппах. Педагогам важно обратить внимание на тот факт, что обучающиеся любят нестандартные формы уроков, работу в парах, в малых группах, урок-путешествие, игровые технологии и пр. Фронтальная работа становится всё менее увлекательным методом организации деятельности. В заключительной части практико-ориентированного семинара выступила Пальчикова Елена Георгиевна с анализом анкетирования педагогов русского языка и математики, работающих в 5-х классах в образовательных организациях петроградского района.
Наталья Павловна Михайловская поблагодарила участников практико-ориентированного семинара за отклики, интересные вопросы с опорой на актуальную нормативно-правовую базу, особенности и разнообразие подходов у образовательных учреждений к преодолению школьных трудностей.