26 марта 2019 года во Дворце детского творчества Петроградского района в рамках деловой программы Х Петербургского международного образовательного форума 2019 «Современное образование: код эпохи» состоялась Научно-практическая конференция «Современные педагогические подходы к формированию экологической культуры детей и подростков».
В мероприятиях конференции приняли участие 87 специалистов системы образования – представители 49 образовательных учреждений из 16 районов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и Казани. Среди образовательных учреждений были представлены: 24 УДОД, 17 ГБОУ, 3 ГБДОУ, колледжи (СПб ГБПОУ "Садово-Архитектурный колледж" ОДОД, ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»), ВУЗы (РГПУ им. А.И. Герцена, ФГБНУ Институт Экспериментальной Медицины, АППО).
Открылась конференция ярким творческим выступлением детского объединения «Журавушка», руководитель Ващенко Ольга Юрьевна.
С приветственным словом в адрес участников конференции обратились ведущий специалист отдела образования администрации Петроградского района Санкт-Петербурга Чиканчи Елена Анатольевна и директор ГБУ ДО ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга Семенцов Александр Дмитриевич, которые также провели торжественную церемонию награждения победителей городского конкурса методических материалов по экологическому образованию и просвещению учащихся «Я знаю, как помочь тебе, Земля», инициатором и организатором проведения которого стал Ресурсный центр дополнительного образования Санкт-Петербурга «Экологическое воспитание как важнейший механизм социализации детей и молодежи».
На пленарном заседании доклады в рамках заявленной темы представили:
* Скворцов Владимир Валентинович - д.б.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург (доклад «Экологическая культура – это быть в гармонии с окружающим пространством»)
* Ляндзберг Артур Рэмович - директор эколого-биологического центра «Крестовский остров» ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», г. Санкт-Петербург (доклад «Экологическая культура. Взгляд педагога на эволюцию понятия»)
* Тутынина Елена Владимировна - к.п.н., доцент, ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург (доклад «Путь к экологической культуре школьников: опыт Санкт-Петербурга»)
* Попов Илья Александрович - к.ист.н., основатель волонтерского проекта «Гудсерфинг», г. Казань (доклад «Волонтёрство как эффективный способ формирования экологической культуры»).
По окончании пленарного заседания состоялась работа трех интерактивных площадок по следующим темам:
«Роль природы в формировании личности ребенка», «Модель экологического образования в образовательном учреждении естественнонаучного профиля», «Модель вовлечения ребёнка в социальную деятельность». Участники конференции познакомились с педагогическими практиками по формированию экологической культуры учащихся, представленными педагогами и методистами из ГБОУ лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга, ГБОУ школа № 555 «Белогорье» с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга,
ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга,
ГБОУ школа № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Программа конференции завершилась выступлениями модераторов площадок, которые подвели итоги работы участников мастер-классов. 81% опрошенных отметили актуальность представленных материалов, 80% - возможность использования в своей практике, 71% – новизну материалов, 86% - оригинальность подачи информации.
Анкетирование, проведенное среди участников конференции, показало, что участие в конференции дало возможность:
- расширить собственное представление о понятии «экологическая культура» - 55% опрошенных,
- познакомиться с подходами и практиками к формированию экологической культуры детей и подростков – 86%,
- установить связи с коллегами – 62%,
- познакомиться с опытом работы слушателей Ресурсного центра Санкт-Петербурга на базе ДДТ Петроградского района - 76%.
Среди положительных эффектов конференции были отмечены:
- возможность познакомиться с волонтерской деятельностью отдельных организаций,
- на практике освоить интерактивные формы и методы работы с детьми по формированию экологической культуры,
- встретиться с коллегами и единомышленниками.