4 февраля на базе ГБОУ СОШ №91 в рамках Дня «Успех каждого ребёнка» прошли семинары: «Школьная жизнь: слагаемые качества» (ГБОУ СОШ 91), «Курс «Профинжиниринг»: от ранней профориентации к самоопределению» (ГБОУ лицей № 82) и педагогическая мастерская «Литературная гостиная – важный источник воспитания и обучения младших школьников» (ГБОУ Гимназия № 85).
Семинар-дискуссия «Школьная жизнь: слагаемые качества»
В работе семинара приняли участие представители образовательных учреждений Петроградского района: учителя начальной и основной школы, заместители директоров школ по УМР, методисты, сотрудники школьных служб психолого-педагогического сопровождения. Всего в работе семинара приняли участие 28 человек.
Семинар-дискуссия был посвящён обсуждению проблем системного методического сопровождения образовательного процесса в основной и начальной школе при переходе на ФГОС. Надпредметный характер ожидаемых образовательных результатов подразумевает соответствующие формы организации образовательной деятельности (проектная работа, метапредметные недели, другие надпредметные программы), которые выдвигают новые требования к методической компетенции учителей. Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения работы в новой информационно-образовательной среде ставят перед педагогами задачу развития методической рефлексии деятельности. Традиционные методические подходы не «схватывают» всё многообразие задач и достигаемых результатов (метапредметных, личностных и предметных). В рамках дискуссии участники семинара обсудили возможности открытых методических систем.
Выступавшие на семинаре учителя начальной школы говорили о том, что в создающемся многообразии возможностей необходимо выстраивать деятельность службы сопровождения сообразно видам образовательной деятельности учащихся. Одна из задач начальной школы – обеспечить каждому ребенку возможность стать успешным. Задача школьной службы сопровождения – поддержать эту образовательную активность, в том числе при помощи инновационных программ социально-эмоциональной направленности, ведь с социально-эмоциональными «мягкими навыками» связаны 6 из 8 личностных образовательных результатов, обозначенных во ФГОС начальной школы.
В третьей части семинара были рассмотрены современные программы социально-эмоционального и этического образования, которые ориентированы на активное включение в контекст школьного образования сфер эмоций, мотиваций, отношений и ценностей.
Участники семинара-дискуссии активно поддержали идею о предложении разговора об открытых методических системах и о необходимости обсуждать с педагогами методологические проблемы, даже если они пока не нашли однозначного решения в образовательном научном знании.
В ведении дискуссии приняли активное участие Н.И.Неупокоева, к.п.н., Космодамианский А.В. – методист ОДОД, Алексеева Е.Н. – учитель и методист начальной школы, Фёдорова М.В. – педагог-психолог, сотрудник службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 91.
ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга провел семинар «Курс «Профинжиниринг»: от ранней профориентации к самоопределению». Семинар проводился с целью обучения специалистов образовательных учреждений в создании мотивационной среды, позволяющей проектировать образовательную и карьерную траектории обучающихся на разных ступенях обучения с ориентацией на инженерно-технические специальности. Участники семинара узнали, что ключевой характеристикой курса «Профинжиниринг» является его непрерывность относительно уровней общего образования (дошкольное образование – начальное общее образование – основное общее образование – среднее полное образование). Приведены примеры теоретического, практического и проектно-исследовательского блоков поэтапного включения мероприятий профориентационной направленности в образовательный процесс, который способствует эффективному самоопределению выпускников и формированию у них мотивации к карьерному росту в области инженерно-технических специальностей.
Педагогическая мастерская «Литературная гостиная – важный источник воспитания и обучения младших школьников»
Мастерскую организовали и провели учителя начальных классов ГБОУ гимназия № 85.
Уже несколько лет в гимназии успешно реализуется общешкольный, образовательный проект «Литературная гостиная»
В педагогической мастерской активно и творчески работали учителя начальных классов, готовые решать актуальную проблему нашего времени: нежелание юного поколения читать книги. Участникам предложили разработать модель Литературной гостиной, пользуясь набором «инструментов»:
Главная идея данной мастерской: Создание Литературной гостиной, где читающий ребёнок пребывает в пространстве ярких, интересных образов и событий.
Интересные творческие мысли и идеи были предложены участниками мастерской. Иногда совершенно «с другой стороны» освещающие предложенные материалы. Тем самым, вызывают искреннее удивление и восхищение. Коллективное творчество очень плодотворно и результативно.
В продолжение мастерской авторы представили свой опыт реализации образовательного проекта «Литературная гостиная» в ГБОУ гимназия № 85. Презентация опыта работы вызвала большой интерес и внимание. Особенно раздел о «Блокноте – путеводителе» по Литературной гостиной, а также о создании «Книжкиной аллеи» - пространства в гимназии для свободного общения ребёнка с книгой на уровне «вытянутой руки».
Фильм «Наша Литературная гостиная» позволил гостям мастерской погрузиться в мир творчества, сценического представления и фантазии.
Гости педагогической мастерской ощутили атмосферу Литературной гостиной «…как пространство и время для души и ума».
Авторы:
Аус Валентина Дантоновна, учитель начальной школы ГБОУ гимназии № 85, Озерова Татьяна Валентиновна, учитель начальной школы, ГБОУ гимназии № 85, Уханёва Зоя Николаевна, воспитатель ГПД (группа продлённого дня) ГБОУ гимназии № 85.