Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н
< Вернуться назад

05 февраля 2020 - на Форуме работали педагогические площадки по теме «Современная школа и детский сад»

06.02.2020 01:49

В этот день педагоги Петроградского района демонстрировали мастерство владения современными педагогическими технологиями, умения не просто заинтересовать ребёнка, а создать для него особую атмосферу ожидания открытия нового знания для своей настоящей и будущей жизни. Педагоги обсуждали на площадках возможности ОУ для создания комфортных условий развития ребёнка в образовательной организации и повышения качества образования с помощью современных педагогических инструментов.

Всего на педагогических площадках 5 февраля 2020 г. работало  343 участника.

В рамках работы V Педагогического форума Петроградского района «Действуем, ориентируясь на ценности: открытость, качество, партнёрство» 5 февраля в ГБОУ Гимназии № 67 состоялся круглый стол «Формирование функциональной грамотности как условие повышения качества образования».

В работе круглого стола приняли участие почётные гости, директора, заместители, методисты, педагоги образовательных учреждений города. Всего на площадке присутствовало 25 человек.

Круглый стол открыло выступление Обуховой М.Ю., директора ГБОУ СОШ № 47 имени Д.С. Лихачева. Оно было посвящено основным тенденциям формирования универсальной грамотности современного школьника не только в России, но и во всем мире.       

Анализируя итоги проекта по формированию универсальной грамотности ведущих стран мира (Канады, Финляндии, Южной Кореи, Великобритании), Обухова М. Ю. подчеркнула, что, несмотря на востребованность выпускников, готовых постоянно учиться, креативно мыслить, уметь решать нестандартные задачи, современная российская школа по-прежнему делает акцент на предметные знания, ставит во главу угла результаты ГИА, не уделяя должного внимания оцениванию метапредметных универсальных учебных действий.     При этом Марина Юрьевна отметила, что креативность мышления современного школьника невозможна без умения организовать себя, спланировать род деятельности, сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели, без способности работать в коллективе как на уровне руководителя группы, так и на уровне обыкновенного исполнителя.

Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя математики Белостоцкой М.Э. «Формирование функциональной грамотности школьников: исследование условий развития» вызвало оживленную дискуссию среди присутствующих. В связи с изменением целей образования, необходимостью развития навыков 21 века («4 К») обсуждался вопрос изменения учебных планов, образовательных программ, модели выпускника, изменения методологии преподавания предметов с учетом необходимости формирования функциональной грамотности школьников. Участникам дискуссии были даны конкретные рекомендации по изменениям работы педагогов для развития функциональной грамотности обучающихся.

Далее участники перешли к знакомству с конкретными педагогическими практиками, способствующими формированию функциональной грамотности. Выступление Касимовой Л.А., учителя географии СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева, было посвящено способам формирования финансовой грамотности учащихся. В своём выступлении она рассказала о собственном опыте обучения школьников основам финансовой грамотности и подчеркнула необходимость более глубокого их изучения в образовательных учреждениях. Закончилось обобщение опыта работы школы выступлением Олейник Н.А., рассказавшей о формировании экологической грамотности современного школьника в рамках изучения химии, при этом педагог подчеркнула, что формирование экологической грамотности невозможно без экологии личности и экологии культуры, что подразумевает введение отдельного модульного курса в рамках изучения химии и биологии.

Купирова Е.А, заместитель директора ГБОУ Гимназии № 67, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук отметила: «Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности является смысловое чтение. Технология смыслового чтения реализуется на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах, на которых решаются определенные задачи: создание установки на адекватное восприятие учебно-научного текста, организация аналитического чтения, достижение полного понимания прочитанного и готовности к практическому использованию полученной информации. Каждый этап включает определенные приемы, имеющие свою познавательную цель и операциональный состав. В процессе обучения школьников необходимо познакомить с перечнем приемов, их назначением и составом операций. Освоение приемов происходит постепенно, с первого по одиннадцатый класс. Однако практика школьного обучения показывает, что педагоги недостаточно уделяют внимания обучению работе с текстом, что негативно сказывается на образовательном процессе и препятствует эффективному самообразованию.

Решить проблему можно следующими путями: 1) повышение квалификации всего педагогического коллектива; 2) обновление дидактических материалов в аспекте повышения познавательной самостоятельности обучающихся, мотивирующей школьников находить, интерпретировать и применять научную информацию; 3) включение в состав внутришкольной системы оценки качества образования заданий, ориентированных на выявление уровня сформированности приемов смыслового чтения.

Евдокимова В. В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в своем выступлении отметила положительную динамику влияния литературного творчества на формирование читательской грамотности. Ярким подтверждением тому является V Международный Фестиваль «СТИХиЯ» (стихи собственного сочинения), который проводит Гимназия № 67.

Директор Гимназии № 67 Григорьева Е.А. выступила с докладом по теме «Внедрение функциональной грамотности в ОУ: стратегии развития педагогического коллектива», отметив главное – необходимость изменений самого педагога и всего педагогического коллектива.

В ходе обсуждения и подведения итогов профессор Кондракова И.Э. отметила важность затронутой темы и необходимость выхода с данной темой на более широкую аудиторию.

О некоторых значимых проблемах современного образования говорили участники 5 февраля в ГБОУ Гимназия №67 в рамках Петроградского Педагогического Форума 2020 на  математической конференции «Профессиональный рост учителя как условие повышения качества образования». Конференция была адресована учителям школ Петроградского района.

Мероприятие состояло из двух частей. Первая часть конференции проводилась для всех участников в актовом зале Гимназии № 67. Перед учителями выступили с докладами доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена - Подходова Наталья Семеновна, директор ГБОУ СОШ №86 – Лукашкин Сергей Сергеевич, заместитель директора по УВР ГБОУ Гимназия № 67 – Белостоцкая Мария Эммануиловна.

Во второй части участники конференции разделились на 3 секции. На секциях состоялся обмен опытом по повышению качества математического образования. На одной из секций педагоги ГБОУ Классическая гимназия №610 представили свой опыт работы с учащимися во время урочной и внеурочной деятельности. Особое внимание заслуживает мастер-класс по повышению мотивации учеников при изучении математики в школе учителя ГБОУ СОШ №47 им. Д.С. Лихачева – Покропаевой Ольги Борисовны - «Неделя математики: внедрить, забыть, применить?!».

По окончании конференции состоялся кофе-брейк, где педагоги в непринужденной обстановке смогли пообщаться и обсудить увиденное, а также оставить свои отзывы и пожелания. Учителя математики высоко оценили научно-методический уровень и организацию проведения конференции. Количество участников площадки - 86 человек.

Разговор о современном содержании урока продолжился на другой площадке Форума. О том, каким должен быть современный урок, в рамках которого обучающийся приобретает необходимые навыки для дальнейшей жизни, размышляли на одноименном семинаре в ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района.

Семинар  «Современный урок, каким он должен быть?» познакомил участников Форума с опытом использования современных образовательных технологий в ГБОУ гимназии № 70. Все они смогли посетить  открытые уроки и мастер-классы. На площадке работало 40 участников.

На уроке технологии по теме «Моделирование и разработка конструкции изделия с помощью 3D-редактора FreeCAD» учитель технологии Людмила Георгиевна Тарасова представила пример работы с мобильным классом с использованием школьной локальной сети.        Учащиеся работали на уроке со свободным программным обеспечением – 3D-редактором FreeCAD. В этом графическом редакторе существует функция, позволяющая сохранить эскиз в нужном разрешении для загрузки в программу Repetier-Host, позволяющую осуществить печать на 3D-принтере. Учащиеся создали 3D-модель под руководством учителя, напечатав на уроке одну из моделей, созданных ранее.

На последующем мастер-классе по данной теме участники семинара смогли сами создать 3D-модель с помощью 3D редактора FreeCAD и получили возможность напечатать только что созданную 3D-модель на 3D-принтере.

На открытом уроке английского языка в 6 классе в рамках проектной деятельности по теме «Национальные парки России с применением технологии Лэпбук» учитель английского языка Екатерина Юрьевна Белова представила пример работы с Лэпбук ‒ инновационной технологией интерактивного обучения, позволяющей разнообразить и облегчить процесс обработки и усвоения материала. Затем на мастер-классе Екатерины Юрьевны Беловой участники семинара познакомились с такими инновационными технологиями интерактивного обучения, как Глогстер, Лэпбук, интерактивная тетрадь, которые позволяют разнообразить и облегчить процесс обработки и усвоения материала. Мастер-класс помог участникам ответить на следующие вопросы:

- что такое Глогстер, Лэпбук, интерактивная тетрадь,

- как их создавать и как ими пользоваться не только для проектной деятельности, но и в рамках ежедневных уроков? 

Мастер-класс теме «Использование сервисов WEB 2.0 (Quizziz и Kahoot) на современном уроке» был направлен на знакомство и обучение принципам и возможностям использования игровых сервисов Quizziz и Kahoot.

На мастер-классе учителем химии Ольгой Александровной Самойленко и учителем географии Варварой Юрьевной Бурмистровой был представлен опыт использования в учебном процессе двух игровых сервисов, позволяющих быстро и интересно для учащихся провести опрос, актуализацию знаний, рефлексию. Участники мастер-класса не только получили возможность сыграть в представленные викторины, но и попробовали создать свои игры и опросы, используя данные ресурсы.

С докладом «Современный урок – новые возможности и перспективы образования» выступила директор гимназии № 70 Лидия Артуровна Альсеитова, учитель математики, кандидат педагогических наук.

Очень интересным и насыщенным получилось выступление Валентины Анатольевны Степиховой, к.п.н., доцента кафедры социально-педагогического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования». Валентина Анатольевна выступила с докладом «Урок. Технология. Учитель», в котором рассказала о возможностях новых и традиционных педагогических технологий.

5 февраля 2020 г.  в ГБДОУ д/с №96 Петроградского района участники площадки смогли получить подробную информацию о различных здоровьесберегающих технологиях и формах работы, позволяющих педагогу, работающему с разными категориями детей, реализовать требование к здоровьесозидающему образовательному процессу. В работе принимали участие 39 человек.

Кондатский Константин Константинович и Соколова Елена Александровна (ГБДОУ №96) провели для коллег  Мастер-класс «Дошкольная кинезиология - новые возможности знакомого метода». На занятии были продемонстрированы навыки совместной работы инструктора по физической культуре и логопеда при работе с детьми подготовительной группы с целью совершенствования междисциплинарного взаимодействия в дошкольном образовании. Педагоги  получили информацию о способах коммуницирования между педагогами в процессе занятия и  информацию о возможности для командной работы. Проведённый мастер-класс выступающие дополнили теоретическими сведениями по данной теме и выступили с докладом «Дошкольная кинезиология в условиях образовательного процесса. Тактика и возможности». В процессе выступления были освещены вопросы кинезиологии в условиях ДОУ и возможности влияния не только на физическое, но и на интеллектуальное развитие, в частности, на важную составляющую – эмоциональный интеллект. Участники получили информацию о диагностических тестах и сведения о возможной роли упражнений (движений) в развитии ребенка.

Тема сохранения здоровья дошкольников была раскрыта и в докладе Нови Татьяны Юрьевны, инструктора по физической культуре ГБДОУ №4 по теме «Использование степ-платформ в работе с детьми с целью поддержания интереса к физической культуре». Татьяна Юрьевна рассказала коллегам о проекте, направленном на поиск новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольника, эффективности использования стэп-аэробики в развитии у детей двигательных качеств. В докладе были представлены задания и упражнения, которые можно выполнять с использованием степ-платформ, а также тематические видеоматериалы. С докладом о проекте  «Витаминка» выступила Коваленко Татьяна Александровна, воспитатель ГБДОУ № 12.
Слушателям были представлены результаты апробации проекта «Витаминка», направленного на систематизацию и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Участники получили информацию о том, какие дидактические игры можно использовать в работе с целью обогащения знаний  воспитанников по данной теме и познакомились со словесными, настольными, дидактическими играми, методическими разработками по сказкам, с дидактическими материалами по коррекционной работе с дошкольниками.
Тямушева Ольга Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ 13, представила гостям и участникам обсуждения доклад «Педагогическое просвещение родителей через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса», в котором рассказала об изменении  философии взаимодействия детского сада и семьи и новых формах работы по взаимодействию с различными социальными группами родителей.

5 февраля 2020 года на базе ГБОУ школы № 3 Петроградского района
Санкт-Петербурга совместно с Информационно-методическим центром Петроградского района был организован районный информационно-методический семинар «Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования» для заместителей директоров ОУ, заведующих ДОУ, педагогов-психологов, методистов, учителей начальных классов, воспитателей ДОУ и учителей-дефектологов. На мероприятии обсуждались следующие вопросы:

- преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению;

-  развитие партнёрского взаимодействия школы и детского сада;

-  взаимодействие учителей-дефектологов с воспитателями и службой сопровождения;

-   культурно-нравственное развитие детей 3-5 лет через проектную деятельность;

-  дидактические игры на развитие тактильных ощущений в ДОУ компенсирующего вида;

Во время семинара ГБДОУ детский садом №38 была представлена презентация экологического проекта «Белёк».

В рамках семинара слушателям было предложено пять открытых мероприятий разной тематики, в ходе которых педагоги из ГБОУ школы №3 делились инновационным опытом работы с учащимися с ОВЗ в начальной школе.

Также опыт работы по заявленной теме представили следующие образовательные учреждения Петроградского района Санкт-Петербурга: ГБДОУ детский сад №83, ГБДОУ детский сад №38.

Общая численность слушателей семинара составила 36 человек из 18 образовательных учреждений Петроградского района и города Санкт-Петербурга. Итоги мероприятия подводились в неформальном диалоге, слушатели прокомментировали увиденное и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество с целью распространения полученного педагогического опыта в рамках взаимодействия дошкольного образования и начальной школы.

Также 5 февраля 2020 года на базе ГБОУ школы № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга совместно с городским методическим объединением организаторов профориентационной работы  ГБУ ДПО СПб АППО был проведён городской информационно-методический семинар «Модернизация содержания и методов обучения процесса профессиональной ориентации школьников в соответствии  с проектом «Современная школа» национального проекта «Образование». Семинар собрал заместителей директоров ОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов, методистов, учителей предпрофильной подготовки и ответственных за профориентационную работу.

На мероприятии обсуждались следующие вопросы:

-  концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга 2020-2025 (нормативно-правовая база, цели, принципы, направления, механизмы реализации);

- нетворкинг в системе профессиональной ориентации: традиции и инновации;

- профориентация на уроках; опыт проведения  недель инновационных уроков с профессионально-ориентированными заданиями;

- этапы профессионального самоопределения  обучающихся (в т.ч. с ОВЗ);

- сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- модель системы работы ОУ по содействию профессиональному самоопределению обучающихся с учетом современных требований;

Во второй части семинара слушателям был предложен практикоориентированный мастер-класс «Профориентационное бюро», предполагающий нетрадиционный подход к организации первичной профориентационной консультации. Данный материал был разработан в рамках лаборатории образовательных инноваций ГБОУ школы № 3 Петроградского района (материал разрабатывался и был апробирован  в  районном конкурсе педагогических достижений  в номинации «Современный классный руководитель – 2020» как традиционный классный час с профориентационной направленностью и занял на конкурсе 2 место). Впоследствии данный классный час был модифицирован в методическую разработку цикла классных часов, а также лег в основу разработки нетрадиционной первичной профориентационной консультации в рамках консультативно-диагностического центра «Развитие» на базе ГБОУ школы №3 Петроградского района.

В городском семинаре опытом своей работы по заявленной теме поделились следующие образовательные учреждения Санкт-Петербурга: ГБОУ школа № 3 Петроградского района, ГБОУ СОШ № 84 Петроградского района, ГБОУ СОШ № 553 Фрунзенского района, ГБОУ СОШ № 313 Фрунзенского района, ГБОУ школа № 663 Московского района. Общая численность слушателей семинара составила 83 человека из 58 образовательных учреждений 14 районов Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло в атмосфере заинтересованности и конструктивного сотрудничества.

5 февраля в рамках V Петроградского Педагогического Форума «Действуем, ориентируясь на ценности: открытость, качество, партнерство» на площадке ГБОУ СОШ № 84 имени дважды Героя Советского Союза П.А. Покрышева прошел семинар по теме «Современная школа и детский сад». Открыла семинар заместитель директора по начальной школе Наталья Викторовна Паршикова, начав со слов великого педагога В.А. Сухомлинского, которые можно считать девизом этой встречи: «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Речь Натальи Викторовны была посвящена решению проблемы преемственности между звеньями системы образования для успешной адаптации детей дошкольного возраста к школе.

Далее участники семинара активно работали в мастер-классах. Проблемы преемственности  решали с точки зрения исполнения ролей учеников, учителей и родителей. Первый мастер-класс от педагога-психолога школы Анастасии Викторовны Горностаевой освещал вопрос внутреннего состояния ребенка в новом для него школьном пространстве. Следующий мастер-класс ‒ его провела учитель начальных классов Елена Германовна Ефимова ‒ раскрывал тему и важную роль в образовательном процессе педагогического наблюдения как средства определения уровня готовности ребенка к обучению в школе. На этом этапе работы гости семинара участвовали в составлении памятки для учителя. Решения задач, предложенных  учителем начальных классов Натальей Юрьевной Кузнецовой на третьем мастер-классе, будут полезны учителю для работы с родителями. С помощью педагогической технологии «Корзина идей» была создана памятка для родителей «Общие правила воспитания детей 6-7 лет при подготовке их к школе и дальнейшему обучению в первом классе». Маратканова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ НОШ № 99, представила мероприятие «Предметное обучение». Педагогов заинтересовал предложенный подход к обучению в начальной школе, особо отметили организацию предметного пространства в ГБОУ НОШ № 99. участники задали много вопросов Екатерине Владимировне по теме её выступления. Всё новое всегда интересно!

Таким образом, 3 день Форума «Современная школа и детский сад» представил на тематических площадках богатую палитру педагогических практик, которые уже сегодня реализуются педагогами Петроградского района в рамках Нацпроекта «Образование».

А работа Форума продолжается,  и каждый день открывает для нас новые возможности профессионального роста!