Мы живём в мире интенсивных информационных потоков. В Интернете можно найти ответ на любой вопрос. Но в каждой отдельной ситуации невозможно справиться с вопросами воспитания и развития детей только при поддержке Интернета. Необходимо, чтобы рядом был специалист, который может подсказать родителям, как правильно воспитывать ребёнка, какие именно условия необходимы для его оптимального развития в данном возрасте, как нужно общаться со своим ребёнком, чтобы он слышал Вас, а Вы понимали его. Какие приёмы и методы социализации и адаптации могут использовать родители ребёнка с особыми образовательными потребностями?
На площадках этого тематического дня можно было узнать ответы на все эти волнующие вопросы.
11 февраля 2020 года на базе ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга состоялся семинар «Поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: актуальные потребности, ресурсы семьи, возможности организации».
С приветственным словом к гостям и участникам семинара обратилась директор информационно-методического центра Татьяна Владимировна Модестова, она пожелала учреждению делиться опытом не только с коллегами, работающими с детьми с ОВЗ, но и с педагогами и специалистами массовых школ.
В ходе семинара коллектив школы представил разнообразный опыт сотрудничества и взаимодействия с родителями и законными представителями учащихся. Директор школы Анна Борисовна Петрова познакомила слушателей с многолетним опытом учреждения по обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), особо подчеркнув важность и своевременность государственных инициатив в области поддержки особого детства и необходимости оказания всесторонней помощи родителям в рамках полномочий образовательной организации.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог Марина Валерьевна Сыроватко представила проблемный доклад о современных тенденциях в области семейно-ориентированной помощи и вопросах модификации социально-профессиональных подходов к сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Учитель-логопед отделения дошкольного образования Наталья Станиславовна Ярина предложила гостям семинара задуматься над содержанием понятия «качество жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ», а также над теми условиями и процессами, которые могут привести к улучшению и стабилизации этого критерия оценки жизни семьи, воспитывающей особого ребёнка.
Важное место в ходе семинара заняли выступления родителей учащихся ГБОУ школы №25. Председатель Совета родителей школы, протодиакон, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Александрович Журавлев выступил с информационно-историческим докладом о роли семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания личности учащихся. Родительские выступления продолжил видеофрагмент интервью с мамой учащегося 3 класса «Особый ребёнок» Ириной Ивановной Правдиной, посвященный вопросам опыта взаимодействия с образовательными учреждениями различного уровня и изменениям ожиданий от образовательной системы в целом. Завершился этот блок красочным выступлением Елены Васильевны Архиповой – мамы учащегося 3 «А» класса, которая наглядно продемонстрировала успехи своего сына, тем самым давая понять, насколько сильно может влиять на успешность ребенка работа педагогической команды и четкое планирование деятельности.
Во второй части семинара руководителем школьной Службы здоровья Натальей Анатольевной Зиновьевой, руководителем Службы сопровождения Ольгой Николаевной Ивашовой и учителем адаптивной физкультуры Сергеем Александровичем Филатовым был представлен доклад о направлениях и содержании работы «Родительского клуба». Материалы доклада очень заинтересовали слушателей, поэтому после завершения семинара многие из них попросили докладчиков задержаться и уделить время для более детального общения с коллегами, которые интересовались особенностями организации тех или иных мероприятий.
Завершился семинар выступлением заместителя директора по учебно-воспитательной работе Татьяны Юрьевны Рабзовой, посвящённым модели сопровождения обучающихся, проживающих в детском доме-интернате. В содержании модели были представлены стратегии взаимодействия нескольких организаций в интересах ребёнка.
В числе гостей и слушателей данного семинара были не только представители администрации, педагоги и специалисты школ и детских садов Петроградского района, но и представители учреждений-партнеров ГБОУ школы №25 из других районов Санкт-Петребурга – Невского, Московского, Красносельского, Калининского, Колпинского, Кировского, а также магистранты Института детства РГПУ им. А.И. Герцена. С точки зрения важности профессионального взаимодействия по вопросам поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, необходимо отметить присутствие представителей благотворительной общественной организации «Перспективы» и учреждения дополнительного образования «Социальной школы «Каритас»». Всего семинар посетило 40 человек.
В рамках V педагогического форума Петроградского района на площадке ГБОУ НОШ № 99 также прошёл семинар тематического дня «Поддержка семей, имеющих детей».
Педагоги представили интерактивную форму «День открытых дверей» для родителей, которая направлена на ознакомление с концепцией школы, погружение родителей в предметное пространство. Гостям представили педагогическую практику «Игровая пятница», которая является ядром воспитательной системы образовательного учреждения: данная практика позволяет решать не только воспитательные задачи, способствуя развитию личности младшего школьника, его социализации, командообразованию, сплочению классных коллективов, объединению семей, но и способствует реализации образовательных целей, расширяет кругозор учащихся. Сделать работу площадки более насыщенной помогли коллеги из ППЦ «Здоровье». Они провели уникальный тренинг «Эффективные техники взаимодействия педагогов и родителей». Все мероприятия, подготовленные педагогами Петроградского района на базе ГБОУ НОШ № 99, получили самые высокие оценки участников и гостей площадки Форума.
V Педагогический форум Петроградского района «Действуем, ориентируясь на ценности: открытость, качество, партнерство» 11 февраля 2020 года распахнул свои двери для участников площадки на базе ГБДОУ №78. В рамках тематического дня «Поддержка семей, имеющих детей» был проведен семинар, объединивший педагогов, чей опыт по поддержке семей и формированию родительских компетенций представляет интерес и полностью готов для распространения среди профессионального сообщества педагогов.
Педагоги ГБДОУ №4 представили опыт работы с родителями по различным направлениям: творческая деятельность, спортивная, досуговая. Рассказали о том, что организованное тесное взаимодействие воспитывающих взрослых помогает достигать высоких результатов совместной работы и максимально погрузить родителей в деятельность ДОО. Значимость профессиональной поддержки семей педагогами ДОО отметила в своём выступлении представитель родительской общественности.
Педагог ГБДОУ №16 представила работу семейного клуба «Мамина школа: здоровый, успешный малыш». В своём выступлении она продемонстрировала, как в рамках работы клуба педагоги знакомят родителей с новыми, интересными подходами к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. У слушателей вызвал интерес материал об использовании различных модификаций фитбол-мячей, которые используются педагогами с целью создания психо-эмоционального комфорта у малыша, для его успешной адаптации, при интегрированном взаимодействии инструктора по ФК, воспитателей и родителей. Кроме этого, педагоги познакомились с организацией практических занятий в системе «мама-малыш» и с содержанием консультационного сопровождения семей.
ГБДОУ №2 представляло свой опыт в области психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников в общеобразовательном ДОУ, раскрыв формы, методы и приемы работы по данному направлению.
Методист ГБДОУ №78 в своем выступлении затронула вопросы создания условий для формирования родительских компетенций в области всестороннего развития детей от 1 года до 3 лет. Она поделилась педагогическим опытом ДОО взаимодействия с родителями по вопросам развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; социальной адаптации детей раннего возраста в рамках работы группы кратковременного пребывания.
Коллектив ГБДОУ №3 представил опыт работы ГБДОУ по организации, созданию условий и особенностями проведения комплексных развивающих занятий в группе «Мама и малыш». В представленной современной модели взаимодействия «родитель ‒ ребенок ‒ специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему также принадлежит инициатива, поддерживаемая и направляемая педагогами. Специалисту в модели отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его специальным умениям и приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель являются равноправными партнерами, субъектами процесса взаимодействия. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.
Таким образом, все участники семинара смогли найти для себя необходимую информацию в рамках темы «Поддержка семей, имеющих детей».
Форум подходит к концу, всех его организаторов и участников впереди ждёт День закрытия Форума и подведение итогов, а также торжественная церемония награждения победителей районного этапа конкурса педагогических достижений «Петроградская весна».