14 - 18 мая 2020 г. состоялась научно-практическая межрайонная конференция “Инновации в образовании: формирование функциональной грамотности”. Особенностью данной конференции, кроме актуальнейшей для российского образования тематики, стало сетевое взаимодействие двух районов - Красносельского и Петроградского, а также использование технологии ZOOM для проведения конференции в дистанционном формате. Программа конференции представлена по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1OV6HzOZoLNNG4YDRLyfr4JAqkIDT-mL-
В первый день конференции, 14 мая, состоялось пленарное заседание (с использованием технических возможностей для проведения конференции АППО СПб), на котором с приветственным словом выступили начальник Отдела образования администрации Красносельского района Нестеренко О.С. и начальник Отдела образования администрации Петроградского района Андреева М.Н., а также были заслушаны выступления: “Формирование функциональной грамотности – приоритетная задача педагога” (Гришина И.В., проректор по научной работе СПб АППО,д.п.н.), “Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся” (Муштавинская И.В.,заведующий кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО, к.п.н.), “Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности” (Киселев Ю.П.,преподаватель кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО), “Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности” (Половникова А.В.,доцент ГАОУ ВО МГПУ, к.п.н.).
В заключение пленарного заседания директор ГБУ ИМЦ Красносельского района Сенкевич Т.А. пригласила педагогов принять участие в дистанционной работе творческих групп и инновационных команд в период с 14 по 18 мая 2020 г.
Видеозапись конференции от 14.05.2020 г. размещена по ссылке: http://pimc.spb.ru/news/news_922.html
18 мая 2020 г. на шести дискуссионных площадках, каждая из которых была посвящена одной из составляющих функциональной грамотности - читательской, математической, естественно-научной, финансовой, глобальным компетенциям и креативному мышлению, педагоги, методисты Красносельского и Петроградского районов в формате Печа-куча презентовали свой опыт в области формирования у учащихся функциональной грамотности. Всего было представлено более 30 докладов, среди которых “Язык как инструмент “мягкой силы” для формирования положительного образа России за рубежом” (Багдасарян М.А., преподаватель английского языка НВМУ), “Особенности формирования учебных заданий на развитие финансовой грамотности на уроках информатики” (Кондраткова Т.А., учитель информатики ГБОУ лицей № 82), “Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики” (Беляева Н.В., учитель физики ГБОУ СОШ № 352), “География для математики” (Шуплик Р.В., методист ГБОУ СОШ № 291) и т.д.
Насыщенная программа заключительного дня конференции привлекла более 270 участников.
Цель конференции-обмен опытом, обсуждение проблем и перспектив формирования функциональной грамотности у учащихся.
Все выступления в секциях носили научный характер, были практикоориентированными, способствующими формированию информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогов двух районов, методистов ИМЦ, повышению статуса научно-исследовательской деятельности по вопросам функциональной грамотности, развитию творческого потенциала педагогических работников.
Абсолютно все доклады- презентации представляли собой обобщение и трансляцию практического опыта решения актуальных проблем в области реализации функциональной грамотности.
Так, к примеру, в рамках конференции учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С.Лихачева Малютина Т.Н. (секция “Читательская грамотность”) представила слушателям свой педагогический опыт по воспитанию интереса к книге, к чтению и приемы формирования специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом. Ее выступление было посвящено инновационным методам и приемам, используемым на уроках литературы. Она показала, как ученики могут работать в позиции читателя, автора и критика. Выступающая отдала предпочтение акцентному вычитыванию как главному пути не только к пониманию авторской позиции, но и к становлению собственной. Слушатели убедились, что на уроках педагога акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, где ученики переходят от прочтения текста к его толкованию, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить и доказать его. Интересным показался и прием постепенного перевода работы в форму индивидуальной письменной деятельности, где ученики выступают и как читатели-критики, и как авторы-критики. Татьяна Николаевна обратила внимание участников семинара и на важность коллективного обсуждения как следующего этапа акцентного вычитывания. Безусловно, такие уроки важны для развития читательской грамотности. В заключение выступления из уст учителя прозвучал закономерный вывод: только системная работа на всех ступенях образования способна решить проблему формирования грамотного читателя.
В выступлении Зубовой Е.В., учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 77, (секция Креативное мышление”) освещались вопросы формирования и развития креативного мышления, являющегося моделью «пяти креативных склонностей». Особый интерес у участников семинара вызвали представленные педагогом определённые контекстные, практикоориентированные задачи, которые она системно применяет для помощи в развитии этих склонностей. Как подходящая для транслирования опыта рассматривалась такая задача, которая оставляет некоторую долю неясности в том, к какой предметной области она относится, какие разделы или области знания должны быть использованы для её решения, в условии обозначено недостаточно (или избыточно) данных, а верных решений может оказаться несколько. Подводя итог сказанному, выступающая озвучила мысль, что креативное мышление находится среди приоритетов образования и любой учитель российской школы может если не разработать, то провести занятие, направленное на его развитие.
Опыт развития функциональной грамотности на уроках математики представили педагоги секции “Математическая грамотность”. Примечательно, что состоялся предметный разговор о развитии математической грамотности в ходе изучения различных дисциплин, а не только “царицы наук”. И особенно заинтересовал коллег опыт школы № 86 Петроградского района, представившей систему развития математической компетентности в общеобразовательной школе,. Акцент в выступлении был сделан на современные технологии образовательной деятельности, ориентированные на предоставление доступного качественного математического образования в общеобразовательной школе и создание системы организационно-методического сопровождения повышения качества математического образования.
Участники секции “Финансовая грамотность” убедились в том, что именно эта составляющая функциональной грамотности может претендовать на место центральной, объединяющей все остальные, ведь именно от того, насколько хорошо сформирована финансовая грамотность, зависит зачастую благосостояние человека и его семьи. Был представлен опыт работы педагогов-предметников, опыт подготовки команд к чемпионату по финансовой грамотности, опыт решения задач по финансовой грамотности. А.Н.Рассказова - педагог ГБОУ СОШ № 51 говорила о том, каким образом решение таких задач способствуют формированию навыков 4 К - креативность, коммуникация, критическое мышление, коллаборация, о том, как содержание задач, контекст задач подразумевает активизацию познавательной деятельности, позволяет организовать проектную работу. Е.В.Мышинская, учитель математики ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района, показала участникам конференции, насколько интересными могут быть задачи по финансовой грамотности на уроках математики. Информатика - еще один школьный предмет, который позволяет включить в урочную деятельность вопросы финансовой грамотности. Именно об этом рассказала, исходя из своего опыта работы, учитель информатики лицея № 82 Т.А. Кондраткова. Чемпионат по финансовой грамотности в этом году прошел в Санкт-Петербурге впервые, наши коллеги из школы № 242 Красносельского района Е.В.Мотузко, М.А.Розова, Я.И.Русина поделились опытом работы по подготовке команды к чемпионату.
На секционной площадке “Естественнонаучная грамотность” опыт практической деятельности по ее формированию представили учителя биологии, физики и химии. Большой интерес вызвала представленная педагогами лицея № 395 Красносельского района программа внеурочной деятельности по вопросам экологического воспитания, направленная на формирование функциональной грамотности.Участниками дискуссии был сделан следующий вывод: ”На уроках по естественнонаучным предметам можно развивать все направления функциональной грамотности. В приоритете, конечно, естественнонаучные компетенции, но и другие виды грамотности тоже можно (и нужно) развивать на уроках естествознания.”
На дискуссионной площадке «Формирование глобальных компетенций: идеи, замыслы, предложения, решения...» было подчеркнуто, что глобальные компетенции предполагают осведомленность в области глобальных проблем и межкультурного разнообразия, базируются на ценностной основе, осознании своей культурной принадлежности, направленности на понимание ценности другого, ответственности за мир, в котором живет человек, способности продуктивно взаимодействовать в интересах устойчивого развития. Участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что необходимым условием для раскрытия потенциала и самореализации личности, развития творческих способностей учащихся, вовлечения их в диалог культур, повышения мотивации, открытости к восприятию нового является расширение образовательного пространства при обучении, что органично осуществляется посредством вовлеченности обучающихся в международные проекты. Благодаря выступлению Е.А. Григорьевой Е.А. и Л. А. Цыгановой (ГБОУ Гимназия № 67 Петроградского района) участники площадки познакомились с опытом организации такого проекта на примере взаимодействия общеобразовательных учреждений двух стран - Чехии и России, в рамках которого осуществляется формирование глобальных компетенций обучающихся в условиях межкультурного диалога. А. М. Деркач (гимназия №505 Красносельского района) представил систему работы гимназии по формированию функциональной грамотности средствами гуманитарного образования: обозначил особенности работы в рамках таких учебных предметов, как русский язык и литература, история, основы духовно-нравственной культуры народов России, иностранные языки и другие; подчеркнул важность проектно-исследовательской деятельности и переноса приемов и методов с одного предмета на другой; остановился на проблемах и затруднениях в области владения функциональной грамотностью в части глобальных компетенций как со стороны обучающихся, так и со стороны педагогов. В выступлении также была представлена научно-методическая база для продолжения работы. М. Г. Трофимчик (ДДТ Красносельского района) акцентировала внимание на развитии социальной креативности как механизме формирования глобальных компетенций, представила технологию развития социальной креативности и ее реализацию на примере конкретных проектов. Выступление М.В. Багдасарян (НВМУ) было посвящено тому, как политические стереотипы могут влиять на восприятие рядовым человеком иной страны, иной культуры, как создается “образ врага” и как язык может стать инструментом “мягкой силы” в создании положительного образа России за рубежом.
В ходе подведения итогов совещания директор ИМЦ Петроградского района Модестова Т.В. отметила высокий интерес к теме конференции, в том числе и педагогов других районов Санкт-Петербурга. В формате «открытого микрофона» педагоги обменялись мнениями по вопросам, которые поднимались в ходе выступлений, и выявили круг актуальных сегодня методических проблем, требующих дальнейшего осмысления. Руководитель РЦОКО ИМЦ Петроградского района Меркушова Н.И. представила результаты анкетирования педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности, которое было проведено в ходе конференции 14-18 мая. Представленные данные еще раз подтвердили необходимость специальных исследований по вопросам формирования и освоения функциональной грамотности как учащимися, так и педагогами. Далее модераторы секций резюмировали выступления по вопросам формирования различных аспектов функциональной грамотности с точки зрения актуальности, инновационности, возможности дальнейшего использования, а также отметили высокий интерес участников конференции к представленным материалам.. В заключение руководители ИМЦ Петроградского района Модестова Т.В.и ИМЦ Красносельского района Сенкевич Т.А. обозначили перспективное направление будущих исследований - создание и развитие системы формирования функциональной грамотности в общеобразовательных организациях.
Видеозаписи конференции от 18.05.2020 г. размещена по ссылке:
Дискуссионная площадка №1 «Формирование читательской грамотности: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Дискуссионная площадка №2 «Формирование математической грамотности: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Дискуссионная площадка №3 «Формирование естественнонаучной грамотности: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Дискуссионная площадка №4 «Формирование финансовой грамотности: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Дискуссионная площадка №5 «Формирование глобальных компетенций: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Дискуссионная площадка №6 «Формирование креативного мышления: идеи, замыслы, предложения, решения...»
Подведение итогов
Материалы https://drive.google.com/drive/folders/1n1RsWeBam-MLv1EHuUzvf6Kefz7zXaUK?usp=sharing
С практическим опытом педагогов в области формирования различных аспектов функциональной грамотности, представленным на конференции, можно будет ознакомиться также в специальном тематическом номере издания методического сборника Вестник ИМЦ Петроградского района (июль-август 2020 г.).