Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197198, г. Санкт-Петербург, пер. Нестерова, д. 9, литера А, помещение 1-Н

«Организация неформальных процедур оценки качества образования  в образовательном учреждении через общественно-профессиональную экспертизу»

I. Краткая аннотация ОЭР

В настоящее время в условиях модернизации (развития) многоуровневой региональной системы оценки качества образования оформляются новые механизмы оценки,  среди которых  ЕГЭ, однако,  остается ведущим форматом оценки достижений.

Большую работу по развитию технологии мониторинга результатов образовательной деятельности в школах проводит Санкт-Петербургский Центр оценки качества образования (РЦОКОиИТ). Но пока эти результаты анализируются РЦОКом в основном на уровне образовательного учреждения при прохождении процедуры аккредитации. На уровне отдельного учащегося, района или всего региона эти данные почти не обобщаются и не рассматриваются. Содержательный анализ возникающих у учащихся и учителей проблем в Санкт-Петербурге широко не проводится.

Проблема получения, обобщения и применения в управлении образовательной деятельности информации о текущих результатах и условиях образовательной деятельности школ представляется весьма актуальной. Система оценки иных, отличных от традиционных, результатов образовательной деятельности (надпредметных и личностных достижений) на уровне региона в настоящий момент только формируется.

Следовательно, имеется проблема дополнения эффективных технологий оценки, разработанных РЦОКом, другими технологиями оценки достижений учащихся, позволяющими давать текущую оценку достижений учащегося, учителя, школы, района. Не менее важна проблема развития методов анализа и интерпретации результатов оценки для использования их в управлении образовательной деятельностью учащимся, родителями, учителем, в школе и районе. Эти проблемы особенно актуальны в свете требований вводимых государственных стандартов общего образования к образовательным учреждениям в части оценки результатов образования.

Кроме того, для обеспечения эффективного управления образовательным процессом необходимы создание и апробация процедур независимой внешней профессиональной экспертизы.

В настоящее время далеко не каждое ОУ имеет возможность организовать независимую внешнюю общественно-профессиональную экспертизу, поэтому создание системы оценки качества общего образования в районе, которую образовательные учреждения могут использовать совместно, обеспечит повышение эффективности процедур оценки и повышение доступности внешней экспертизы для ОУ.

В Петроградском районе в последние годы формируется система общественно-профессиональной оценки качества образования. Данная система обеспечивает текущую оценку качества образования в соответствии с ФГОС в режиме мониторинга с целью предоставить результаты независимой экспертизы для принятия управленческих и педагогических решений. Родительская общественность выступает в данном случае заказчиком экспертизы, к которой привлекается профессиональная общественность, (в числе экспертов специалисты СПб АППО, РГПУ им.А.И.Герцена, ИМЦ, НП «Школа», ППЦ «Здоровье»…).

На сегодняшний день в Петроградском районе разработаны комплекс диагностических методик и комплект КИМов, проводятся мониторинговые исследования уровня сформированности УУД обучающихся начальных классов. За время апробации системы оценки качества количество образовательных учреждений участников исследований возросло, что говорит о востребованности результатов оценки.

Однако, процесс апробации системы оценки качества общего образования, ориентированной на требования ФГОС, нуждается в завершении. Лишь два класса начальной школы (первый и второй) обучаются по программам, соответствующим ФГОС НОО, и два года не позволяют в полной мере определить адекватность результатов текущей оценки образовательных достижений и продуктивность их использования в управлении образовательным процессом. 

Необходимо апробировать систему полностью, хотя бы на одной параллели, получить взвешенную оценку работы системы и отдельных процедур со стороны педагогов и администрации ОУ, скорректировать технологии оценки и КИМы  в соответствии с замечаниями и пожеланиями педагогов.

По завершении эксперимента система оценки качества общего образования будет включать в себя:

  • модель организации процедур общественно-профессиональной экспертизы;
  • проекты нормативных и локальных документов для организации процедуры общественно-профессиональной экспертизы;
  • методические материалы для организации процедуры общественно-профессиональной экспертизы в соответствии с предлагаемой моделью;
  • комплекс диагностических методик;
  • комплект КИМов;
  • методические рекомендации по интерпретации результатов.

Заявленный продукт даже сегодня на этапе апробации вызывает интерес у ОУ других районов Санкт-Петербурга (система прошла апробацию в 4-х классах 9 ОУ Красносельского района Санкт-Петербурга), а также у образовательных систем других регионов России (система оценки качества общего образования была представлена на семинарах и конференциях в Ханты-Мансийском АО). Поэтому ожидаемые результаты опытно-экспериментальной деятельности включают в себя диссеминацию продукта (внедрение системы оценки качества общего образования на основании процедур общественно-профессиональной экспертизы в образовательных учреждениях и образовательных системах других районов Санкт-Петербурга, а возможно, и в других регионах России и методическое сопровождение этого внедрения).

II. Цели ОЭР

Разработка системы оценки соответствия содержания подготовки учащихся общеобразовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта на основании процедур общественно-профессиональной экспертизы для информационного обеспечения управления образовательной деятельностью учащимися, родителями, учителями, в школе и районе.

III. Задачи ОЭР

  • Анализ основных тенденций в развитии и модернизации общего образования в России и Санкт-Петербурге;
  • Анализ текущего состояния оценки результатов общего образования в Петроградском районе;
  • Совершенствование и развитие и апробация системы общественно-профессиональной оценки результатов образовательной деятельности в районе для обеспечения управления образовательной деятельностью в условиях введения государственных стандартов общего образования.
  • Корректировка системы оценки качества в соответствии с отзывами администрации образовательных учреждений и педагогического сообщества района.

IV. Программа ОЭР

Планируемые сроки проведения ОЭР: 1.09.2013 -31.08.2016

Этап работы

Задачи  этапа

Основное содержание работы

Планируемый результат

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

Сроки выполнения

1

анализ основных тенденций в развитии и модернизации общего образования России и Санкт-Петербурга,  а также в развитии РСОКО СПб

поиск и обобщение информации

уточнение и конкретизация направления и содержания работы

аналитический отчет

31.12.2013

2

апробация системы текущей оценки результатов образовательной деятельности, разработанной Городской лабораторией на базе ИМЦ Петроградского района по теме: «Система оценки качества общего образования»

Диагностика обучающихся 3 классов

Итоговая диагностика обучающихся 4 классов

данные оценки результатов образовательной деятельности

аналитическая справка о результатах экспериментальной работы, презентация результатов (продуктов)

30.04.2015

3

коррекция контрольно-измерительных материалов

коррекция КИМ

Новая редакция комплекта КИМ

аналитическая справка о результатах исследования

31.12.2014

анализ отзывов администрации образовательных учреждений и педагогического сообщества района о системе оценки качества и коррекция процедур, технологий оценки.

сбор и обобщение информации

определение направлений совершенствования системы оценки качества

отчет и план

30.03.2015

коррекция и доработка системы оценки качества общего образования

анализ отзывов и совершенствование системы

система оценки результатов образовательной деятельности, модель организации процедур общественно-профессиональной экспертизы

описание системы

30.06.2015

Анализ результатов апробации системы оценки качества общего образования Петроградского района

 

 

 

31.12.2015

4

Внедрение модели организации процедур общественно-профессиональной экспертизы и системы оценки качества общего образования в ОУ и образовательных системах других районов СПб

методическое сопровождение внедрения системы

оценки качества в ОУ и ОС других районов

реализация системы оценки в ОУ и ОС других районов СПб

отзывы и аналитическая справка

31.08.2016

Положение об ОЭД ИМЦ

Программа ОЭР ИМЦ

Материалы опытно-экспериментальной деятельности

Аналитическая справка ГОЭП 2016

Модель организации процедур общественно-профессиональной экспертизы

Образовательная программа повышения квалификации для заместителей директоров и учителей

Приложение 1 - Аналитический отчет о состоянии оценки

Приложение 2 Научно-методические основы создания системы оценки результатов образования

Приложение 3 Описание системы оценки результатов и Комплекс диагностических методик

Приложение 4 Методы анализа и интерпретации оценки результатов образовательной деятельности для использов

Приложение 5 Апробация системы оценки результатов образовательной деятельности (статистические данные педагогической диагностики)

Приложение 6 Внутрифирменное обучение

Приложение 7 Отчет об исследовании социальных эффектов

Письмо об организации мониторинга

План-схема проведения ППД

Положение о психолого-педагогической диагностике

Положение об общественно-профессиональной экспертизе качества образования

Приказ ИМЦ

Материалы (инструкции) для организации проведения процедур диагностики

Презентация результатов диагностики для педагогов и заместителей директоров

Презентация для родительского собрания