19 июня на РМО учителей русского языка и литературы педагоги в дистанционном формате обсудили вопросы, касающиеся новых федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования. Аналитический обзор изменений ФРП «Литература» провела методист Ражева Н.Е. В ФОП ООО заменили рабочую программу по литературе. Добавили рекомендуемые формулировки и скорректировали перечень литературных произведений, которые ученики должны изучить в рамках предмета. В ФОП СОО обновили рабочие программы по литературе для базового и углубленного уровней. Детализировали пояснительную записку, убрали избыточную нумерацию, слегка скорректировали список литературных произведений, которые должны изучить старшеклассники.
Литература в школе всегда была больше, чем просто учебный предмет. Именно на школьный курс литературы, наряду с русским языком и историей, мы возлагаем высокую миссию — отвечать за формирование нравственных ориентиров молодого поколения. А потому так велик интерес к тому, какие произведения и как будут преподавать школьникам.
Потребность в таких единых программах назрела давно. Сейчас федеральная рабочая программа по литературе для основной и средней школы позволяет гарантировать ученику и его родителям обучение в рамках единого образовательного пространства, независимо от места жительства и типа образовательной организации.
Важный момент: в федеральную рабочую программу теперь включены обзорные темы, связанные с изучением произведений о Великой Отечественной войне, произведений, которые являются знаковыми для нашей страны («Сын артиллериста» К. М. Симонова, «Брестская крепость» С. С. Смирнова, «В августе сорок четвертого» В. О. Богомолова и др.). Тут мы возвращаемся к тому, что литература — особый учебный предмет, формирующий чувства причастности к отечественным культурным традициям.
Программа получила высокую оценку учителей-практиков. В нынешнем виде перечень произведений, представленный в федеральной рабочей программе, тщательно выверен экспертами, прошел широкую апробацию среди практикующих учителей и совершенно точно позволит справиться как с задачей развития хорошего вкуса и творческого мироощущения у школьников, так и формирования у них чувств гражданственности и патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев России.