Вводный урок - как правильно ввести в материал на уроках русского языка в 5-м классе
Изучаем новый предмет - Русский родной язык
Как организовать и провести урок русского языка как родного
Как формировать умение - комментировать текст
Методика обучения пунктуации учащихся 10-11 классов
Подготовка учащихся к ОГЭ-ГИА посредством решения тестовых заданий и выполнения речеведческих упражнений
Приемы работы с учебным текстом
Ресурсы УМК - Инновационная школа- для достижения личностных - метапредметных и предметных результатов в ходе изучения русского языка в основной школе
Русский родной язык. Место нового предмета в учебном плане школы. Культурно-историческая и нравственная составляющая
Творчество И.А. Крылова в УМК и учебных пособиях издательства - Русское слово
УМК по литературе как ресурс для реализации курса - Родная русская литература
Формирование метапредметных результатов средствами УМК по филологии
Фёдоров. Готовимся к итоговому сочинению 2019-2020 учебного года
Читательская грамотность- от результатов проверочной работы 2019 г.- к практике урока литературы
Федеральный перечень учебников
Инструкция по использованию учебников
Образец проверочной работы по русскому языку 4 класс
Описание проверочной работы по русскому языку 4 класс
Образец проверочной работы по русскому языку 5 класс
Описание проверочной работы по русскому языку 5 класс
Всероссийский конкурс сочинений
Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020
Положение о проведении этапов Всероссийского конкурса сочинений 2020
Конкурс чтецов «О Русь, взмахни крылами», требования.
Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года
Победители и призеры районного этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019-2020 уч. год
Положение о проведении районного и регионального этапов Всероссийского конкурса сочинений. СЕНТЯБРЬ.
Победители и призеры районного этапа Санкт-Петербургского (городского) конкурса чтецов «Дети читают классику детям»:
Всероссийская олимпиада школьников:
Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2020-2021
Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе 2020-2021
Итоги районного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2018-2019
Итоги районного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе 2018-2019
Олимпиадные задания по русскому языку и ключи: 7-8 классы, 9 класс, 10-11 классы
Олимпиадные задания по литературе и ключи: 7-8 классы, 9 класс, 10 класс, 11 класс
Курсы по федеральной программе Русский язык
Образовательная программа «Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения»
Межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77»
На межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77» 31 января в лицее № 82 собрались педагоги русского языка и литературы, биологии, химии, начальной школы Петроградского района.
Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых можно оказаться в реальной жизни. Она вовсе не отменяет предметности образования – это база, – но требует от учителя поли- и метапредметности в преподавании, перевода теоретических знаний на практикоориентированный язык.
Учитель начальных классов ГБОУ лицея № 82 А.С. Торопина поделилась результатами реализации программы развития функциональной грамотности у детей начальной школы, рассказала о методах, приемах и технологиях, которые используют и реализуют на практике учителя начальной школы ГБОУ лицей 82, чтобы пробудить у ребенка интерес к осознанному чтению, сформировать способность к поиску информации и умение с ней работать, обозначила «проблемные зоны» и показала, как их ликвидируют в своей работе педагоги, акцентировала внимание на преемственности как методологическом принципе сохранения целостности процесса обучения.
На внеурочном занятии по биологии в 5 классе педагог ГБОУ лицея № 82 Е.А. Третьякова рассмотрела возможность интеграции других естественнонаучных дисциплин для развития познавательного интереса школьников в рамках продуктивного формирования функциональной грамотности.
Учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 77 Т. Н. Малютина и Е.В. Зубова в выступлениях говорили о возможностях своего предмета для развития функциональной грамотности в рамках доступных всем и достаточно известных технологий и представили примеры из практики, рассказали о методах и приёмах технологии развития критического мышления, которые они применяют на своих уроках для развития читательской грамотности, продемонстрировали, как сделать развитие креативного мышления не отдельной задачей, а особенностью образовательного процесса.
Учителя химии ГБОУ СОШ № 77 Л.О. Волочанова и Н.Е. Степанова провели мастер-класс по формированию навыков читательской, естественнонаучной и математической грамотности учащихся 8-11 классов на примере практического занятия «Определение растворенного кислорода».
По окончании мероприятия рабочие группы ГБОУ лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77 провели совещание, на котором обсудили перспективные мероприятия в рамках дальнейшего взаимодействия по формированию у учащихся ФГ.
В гимназии №85 Петроградского района 14 ноября прошел районный этап городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям».
В конкурсе приняли участие более 60 участников, которым были предложены на выбор четыре номинации: «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение поэтического текста», «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение драматического текста», «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение прозаического текста» и «Классика будущего (произведение русской художественной литературы XXI века).
Выступления участников отличались жанровым многообразием и уровнем исполнительского мастерства. Конкурсанты с интересом и уважением слушали выступления своих соперников. Каждый выступающий старался поразить своим артистизмом членов жюри и зрителей. 22 победителя и призера будут награждены грамотами ИМЦ.
По результатам конкурсных прослушиваний были выявлены участники, которые смогут представлять Петроградский район на городском этапе конкурса «Дети читают классику детям»:
ФИО участника |
Класс |
Полное (по уставу) название ОУ |
Название произведения и его автор |
Номинация |
Крысин Степан Андреевич |
9 |
ГБОУ гимназия № 85 |
Н.В. Гоголь «Ревизор» |
«Лучшее исполнение драматического текста» |
Чувашова Мария Евгеньевна |
6 |
ГБОУ лицей № 82 |
Н.Абгарян «Манюня» |
«Классика будущего» |
Семенова Мелания Ильинична |
5 |
Пансион воспитанниц МО РФ |
Р.Рождественский «Баллада о молчании» |
«Лучшее исполнение поэтического текста» |
Городецкая Ева Геннадьевна |
8 |
ГБОУ СОШ № 80 |
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
«Лучшее исполнение прозаического текста» |
Желаем успехов учащимся нашего района в следующем этапе!
11 октября 2023 года на базе гимназии № 85 состоялся районный семинар «Видеотехнологии на уроках русского языка и литературы в профильных классах». На семинаре поднимались проблемы профильного обучения при использовании в образовательном процессе видеотехнологий 21 века.
На семинаре учителя гимназии №85 представили педагогам района свой педагогический опыт. М.А. Вильцина рассказала о том, как в гимназии сформирована система работы в данном направлении. Учитель литературы Владимирова Дарья Владимировна рассказала участникам семинара об использовании анимации при изучении литературных произведений в 5-7 классах. Педагог представила мини-проект по созданию анимации на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и отметила важность работы с нестандартными интерпретациями классических произведений русской литературы.
В выступлении Кочешковой Любови Евгеньевны, к.ф.н, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по УВР гимназии № 85 "Использование видеотехнологий в преподавании литературы в 8-11 профильных классах" был представлен опыт изучения биографии писателя в нестандартном формате видеосюжетов, которые создают учащиеся на основе историко-литературного материала. Педагог также представила авторскую разработку урока по ранней лирике А.А. Ахматовой для 11 класса, на котором учащиеся не только знакомятся с принципами монтажа и другими кинематографическими приемами, но и получают возможность попробовать себя в качестве режиссеров, снимающих видеофрагмент по стихотворению Ахматовой. Данный подход позволяет старшеклассниками глубже понять специфику художественного метода Ахматовой, увидеть важность художественных деталей в произведении, фрагментарность лирического сюжета и глубину психологического анализа.
Вопросы, поднятые на семинаре, вызвали живой интерес у участников. Завершился семинар обсуждением докладов в режиме открытого обмена мнениями.
6 октября учителя русского языка и литературы Петроградского района встретились в ГБОУ СОШ N47 им. Д.С. Лихачёва, где в рамках Большой учительской недели прошёл городской семинар «Проектная внеурочная деятельность при формировании ЧГ у старшеклассников. Литературный проект «Лестничные чтения».
Открыла семинар директор школы Марина Юрьевна Обухова. Она рассказала о значимости проекта «Лестничные чтения» в общешкольной жизни, в работе с литературными текстами.
Далее Грабчак Виолетта Викторовна, учитель русского языка и литературы 47 школы, рассказала об истории проекта, который возник в 2017 году.
На примере Лестничных чтений «Давайте восклицать!» (по творчеству Б. Окуджавы) учитель рассказала об этапах работы над проектом, в основе которого лежит методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-ые гг. академиком И.П.Ивановым.
Завершился семинар новыми Лестничными чтениями «Дорогая Е.С.» (по пьесе Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»). Показанная история тронула всех присутствующих. Написанная 43 года назад, она по-прежнему остро «вскрывает» болевые точки в вопросах добра и зла, в отношениях поколений, в отношениях учителей и их учеников.
29 февраля 2024 года на базе ГБОУ лицея № 82 состоялся районный семинар «Новые аспекты формирования функциональной грамотности на уроках словесности», организованный кафедрой учителей русского языка и литературы ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург». Семинар был посвящён литературе и проблемам её преподавания. Опыт работы кафедры представлял Шагалов Александр Михайлович
На межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77» 31 января в лицее № 82 собрались педагоги русского языка и литературы, биологии, химии, начальной школы Петроградского района.
15 января жюри подвело итоги районного этапа всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Работы победителей отправлены на городской этап. Поздравляем педагогов и их воспитанников.
«… У меня ты, Россия, как сердце, одна».
12 декабря в Санкт-Петербургском Пансионе воспитанниц состоялся конкурс чтецов «Женские голоса русской поэзии». В конкурсе приняли участие более 50 учащихся школ Петроградского района. Со сцены звучали стихотворения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Ю. Друниной, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, О. Берггольц и др. Творческая работа преподавателей, талантливое проникновенное исполнение стихотворений и гостеприимная атмосфера Пансиона воспитанниц превратили конкурс в настоящий праздник поэзии!
200-летие выдающегося русского драматурга А.Н. Островского явилось прекрасным поводом для яркого и масштабного представления его художественного наследия на современной театральной сцене. Первый всероссийский фестиваль «Вперед в Островскому!» состоялся в 2021 году. За прошедшие три года зрители смогли увидеть лучшие спектакли разных театров нашей страны, поставленные по пьесам великого классика.
Педагогам-словесникам Петроградского района удалось побывать на заключительном фестивале «Вперед к Островскому!», который проходил в театре «Балтийский дом». Основная цель фестиваля – популяризация творчества А.Н. Островского, актуального во все времена, поддержка и развитие традиций русского психологического театра, знакомство зрителей с лучшими спектаклями по классической русской драматургии.
19 сентября жюри подвело итоги районного этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Благодарим всех участников, победителей, призеров и их наставников. Лучшие работы представлены на региональный этап.
Поздравляем Соломенную Анну Владимировну, преподавателя русского языка и литературы ПВ МО РФ, победительницу региональных конкурсных мероприятий, посвященных 100-летию Расула Гамзатова.
По-настоящему яркой составляющей встречи 7 сентября в ГБОУ лицей № 82 учителей русского языка и литературы в рамках постоянно действующего районного семинара « В мастерской учителя» стал мастер-класс «История одной фотографии, и Вглядываясь в снимки прошлых лет». Автор и ведущий мастер-класса – А.М. Шагалов, учитель русского языка и литературы ЧАУ «Газпром школа Санкт-Петербург», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». Ранее мастер-класс с большим успехом был представлен на «Локшинских чтениях - 2023».
15 мая жюри подвело итоги районного этапа майского всероссийского конкурса сочинений. Поздравляем победителей, призеров и их наставников из ОУ № 47, 70 и 84.
14 апреля жюри подвело итоги районного этапа городского конкурса сочинений -переводов произведений литературы с национальных языков на русский язык.
«Классика и современность: методика преподавания литературы сегодня» - именно так была обозначена тема V традиционной научно-практической городской конференции « Локшинские чтения», которая состоялась 7 апреля 2023 года в Петроградском районе. Спустя три года, во время которых мероприятие проходило в дистанционном формате, учителя-филологи Санкт- Петербурга снова собрались в стенах ГБОУ СОШ №86.
Сегодня - второй день «Праздника поэзии на улице Мира имени Б.С. Локшиной». На этот раз мастерство декламирования и артистичность демонстрировали чтецы 7-8 классов. Дети в этом возрасте стремятся самовыразиться, и у многих хорошо получилось это сделать через выбор стихотворения. На сцене звучали произведения И. Северянина и Р. Рождественского, Рабиндраната Тагора и П. Когана, У. Уитмена и Акико Йосано, Веры Полозковой и Евгения Клюева.
Радостно было видеть вовлеченность конкурсантов в это событие и их ответственное отношение к звучащему слову лирики и прозы.
20 марта в лицее № 82 состоялось открытие ежегодного районного конкурса чтецов «Праздник поэзии на улице Мира», посвященного памяти заслуженного учителя Российской Федерации, методиста Локшиной Беллы Семеновны. В Петроградском районе этот конкурс проводится более 20 лет. Сегодня жюри оценивало выступающих 5-6 классов, которые стали исполнителями -победителями в своих ОУ.
20 февраля 2023 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы «В мастерской учителя: «Модель «Обучение вне стен классной комнаты»: содержание, сущность, приемы» педагоги-словесники вновь размышляли над вопросами: Как привить любовь к чтению? Как «оторвать» ребенка от телефона и мотивировать его взять в руки книгу? Как интегрировать парки, театры, музеи, загородные лагеря в образовательную деятельность?
1 февраля жюри районного этапа всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», учреждённого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках просветительского проекта «Без срока давности», инициированного Президентом России Владимиром Путиным и направленного на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне, закончило свою работу.
26 января 2023 в ГБОУ СОШ №50 Петроградского района прошло заседание районного МО учителей русского языка и литературы.
В начале встречи к учителям обратилась Ражева Н.Е., методист по русскому языку и литературе ИМЦ Петроградского района, обозначив основные проблемы профессионального роста педагога, рассказала о важности технологии наставничества в современном образовании и о своем опыте наставничества.