Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Петроградского района Санкт-Петербурга
Телефон/факс: 347-67-91
info.imtspetr@obr.gov.spb.ru
197046, Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 18, кор.3
< Вернуться назад

Всероссийский форум учителей изобразительного искусства 17.-18.11.2022 «Изобразительное искусство в современной школе: культура, образование, развитие»

21.11.2022 11:43

Участниками форума от Петроградского района стали: Наталья Петровна Лукк, кпн, методист ИМЦ Петроградского района, учитель изобразительного искусства ГБОУ лицея № 82, Саенко Екатерина Георгиевна, учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 75 с углубленным изучением немецкого языка, Дзюба Екатерина Олеговна, изобразительного искусства ГБОУ СОШ № 47 им. Д.С. Лихачева, Снопова Юлия Григорьевна, учитель изобразительного искусства ГБОУ гимназии № 85.

Преподавательская деятельность - это всегда процесс полного погружения в водоворот творческого решения поставленных образовательных целей и задач, погружение в своих учеников и воспитанников; события образовательной учреждения и т. д.  В этой череде дел забываешь оглядываться по сторонам, порой не остаётся сил пообщаться с коллегами и узнать, как меняется мир, что нового появляется в твоей профессии, на что можно обратить внимание за пределами школы, чтобы сделать ещё более интересным и продуктивным образовательный процесс. Именно для этого существуют конференции, семинары, форумы. 

Колонный зал РГПУ им. А. И. Герцена собрал более 300 единомышленников в сфере художественного образования. Это вызывает чувство гордости, быть среди тех, кто постоянно ищет новые пути саморазвития и развития своих учеников, кто молод душой и не перестаёт замечать прекрасное в обыденном и, главное, учит этому новое поколение. Творческий подход к решению задач сегодня одно из важных направлений развития образовательной системы. Именно этому посвящены уроки изобразительного искусства. Отрадно было услышать созвучие своих мыслей с мыслями ведущих экспертов художественного образования на панельной дискуссии «Профессиональный взгляд: искусство как процесс и результат». 

Выступления исполнительного директора Международного союза педагогов-художников Марины Астафьевны, почётного члена Российской академии художеств Ларисы Неменской, доктора искусствоведения Ольги Некрасовой-Каратеевой, директора Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея Бориса Столярова, доктора педагогический наук Любови Савенковой и председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Петра Тищенко единогласно утверждающие о важности сохранения учебной дисциплины в учебном процессе, а также подчеркивающие необходимости поднятия престижа  профессии учителя изобразительного искусства настраивает на оптимистичный лад. 

20 тематических площадок обсуждали стратегии создания условий, обеспечивающих непрерывный творческий и карьерный рост преподавателей изобразительного искусства в школах.

На каждую из них хотелось попасть. Какой же радостью стала флешка, среди не менее нарядного мерча форума, на которой собраны все методические материалы форума! Отдельная благодарность за это организаторам.

Нельзя не отметить чёткую логистику и слаженную работу волонтёров-студентов РГПУ им. А.И Герцена. 

Кроме того, знакомство с творчеством студентов института художественного образования Герценовского университета и работами победителей конкурса детского декоративного творчества «Колыбель добра и знаний» вдохновила на новые творческие проекты со своими воспитанниками. 

Отдельный восторг от знакомства с историей и архитектурой Аничкого дворца, мастер-классами педагогов художественного отделения дворца детского творчества и выставкой работ учащихся.

Одним из ключевых моментов пленарного заседания 18 ноября 2022 года в академической капелле Санкт-Петербурга «Изобразительное искусство и современной школе: культура, образование, развитие» было выступление министра просвещения Российской Федерации Сергея Сергеевича Кравцова.

Министр выразил признательность собравшимся в зале учителям изобразительного искусства за неоценимый вклад в формирование у детей чувства прекрасного и предложил сделать такие встречи ежегодными. Он указал на важность таких школьных предметов как изобразительное искусство и музыка. Обратил внимание на то, что предмет «Изобразительное искусство» способствует решению одной из главных педагогических задач современности: развитию духовно-нравственного потенциала ребенка. На пленарном заседании в Капелле выступили вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Петровна Потехина, директор Государственного Русского музея Владимир Александрович Гусев, ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Ильич Михайловский, мой любимый педагог ВУЗа – народный художник России, профессор Герценовского университета Валерий Александрович Леднев, и исполнительный директор Международного союза педагогов-художников Марина Астафьева.

Накануне 17.11.22 я посетила секцию форума: Распознавание образов как компонент функциональной грамотности. Место истории искусства в поле учебного предмета «Изобразительное искусство»

Руководила секцией - Елена Константиновна Блинова, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

Разговор строился вокруг функциональной грамотности, как способности «человека использовать приобретаемые в течение жизни знания и приемы универсальных регулятивных действий для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».

Очень понравилась деликатная атмосфера секции, спокойная подача материала и глубина рассмотрения проблемы. 

Наибольший интерес у меня вызвал алгоритм решения задачи формирования функциональной грамотности на примере развития пространственного мышления с привлечением произведений искусства. В частности приведенные примеры и иллюстративный материал.

Например:

Тема урока: Петербургский проспект

Педагогическая задача к теме: развитие пространственного мышления.

Пример понятий из ФГОС: перцептивная и линейная перспективы.

Форма реализации в рисунке: архитектурный пейзаж.

Композиционное средство положенное в основу урока: соразмерность.

Образная тема урока: доминанта.

Навыки функциональной грамотности развиваемые на уроке: сравнение, сопоставление, искажение, расчет.

Ценности воспитания как воспитательный компонент урока: научное познание.

Несколько слов о культурной программе форума. За два дня участники посетили выставки творческих работ студентов Института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена – творческих работ и пленэрных работ этого учебного года; послушали Российский роговой оркестр и выступления студентов и педагогов Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, с участием Заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Татарстана Альберта Асадуллина, который признался со сцены, что окончил

Академию Художеств, однако занимается всю творческую жизнь вокалом; послушали концерт в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга; посетили с экскурсией Государственный Эрмитаж и посмотрели  в Мариинском театре спектакль «Баядерка» Людвига Минкуса.

Я получила удовольствие посетив одну из секций форума «Начальная школа и изобразительное искусство: представление педагогического опыта, диалог, обсуждение».

Руководителями секции были Елена Николаевна Соколова, доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат искусствоведения и Светлана Игоревна Фомина, доцент кафедры искусствоведения и педагогики искусства РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук.

Одной из тем обсуждения стал учебный диалог.  Он может быть разным по степени смысловой насыщенности. Очень понравились разыгранные студентами, участвовавшими в секции, четыре варианта диалога: 

  • диалог-истолкование, который ориентирован на постижение понятий,
  • диалог-включенность, который основан на использовании контекста, аналогичного реальным жизненным ситуациям,
  • диалог-проникновение,  в котором учитель инициирует, направляет учеников на поиск своих смыслов,
  • диалог-переживание, как попытка создания общего «учитель-ученик» смыслового пространства, сотворчество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика