Вводный урок - как правильно ввести в материал на уроках русского языка в 5-м классе
Изучаем новый предмет - Русский родной язык
Как организовать и провести урок русского языка как родного
Как формировать умение - комментировать текст
Методика обучения пунктуации учащихся 10-11 классов
Подготовка учащихся к ОГЭ-ГИА посредством решения тестовых заданий и выполнения речеведческих упражнений
Приемы работы с учебным текстом
Ресурсы УМК - Инновационная школа- для достижения личностных - метапредметных и предметных результатов в ходе изучения русского языка в основной школе
Русский родной язык. Место нового предмета в учебном плане школы. Культурно-историческая и нравственная составляющая
Творчество И.А. Крылова в УМК и учебных пособиях издательства - Русское слово
УМК по литературе как ресурс для реализации курса - Родная русская литература
Формирование метапредметных результатов средствами УМК по филологии
Фёдоров. Готовимся к итоговому сочинению 2019-2020 учебного года
Читательская грамотность- от результатов проверочной работы 2019 г.- к практике урока литературы
Федеральный перечень учебников
Инструкция по использованию учебников
Образец проверочной работы по русскому языку 4 класс
Описание проверочной работы по русскому языку 4 класс
Образец проверочной работы по русскому языку 5 класс
Описание проверочной работы по русскому языку 5 класс
Всероссийский конкурс сочинений
Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020
Положение о проведении этапов Всероссийского конкурса сочинений 2020
Конкурс чтецов «О Русь, взмахни крылами», требования.
Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года
Победители и призеры районного этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019-2020 уч. год
Положение о проведении районного и регионального этапов Всероссийского конкурса сочинений. СЕНТЯБРЬ.
Победители и призеры районного этапа Санкт-Петербургского (городского) конкурса чтецов «Дети читают классику детям»:
Всероссийская олимпиада школьников:
Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку 2020-2021
Результаты школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе 2020-2021
Итоги районного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2018-2019
Итоги районного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе 2018-2019
Олимпиадные задания по русскому языку и ключи: 7-8 классы, 9 класс, 10-11 классы
Олимпиадные задания по литературе и ключи: 7-8 классы, 9 класс, 10 класс, 11 класс
Курсы по федеральной программе Русский язык
Образовательная программа «Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения»
Межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77»
На межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77» 31 января в лицее № 82 собрались педагоги русского языка и литературы, биологии, химии, начальной школы Петроградского района.
Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых можно оказаться в реальной жизни. Она вовсе не отменяет предметности образования – это база, – но требует от учителя поли- и метапредметности в преподавании, перевода теоретических знаний на практикоориентированный язык.
Учитель начальных классов ГБОУ лицея № 82 А.С. Торопина поделилась результатами реализации программы развития функциональной грамотности у детей начальной школы, рассказала о методах, приемах и технологиях, которые используют и реализуют на практике учителя начальной школы ГБОУ лицей 82, чтобы пробудить у ребенка интерес к осознанному чтению, сформировать способность к поиску информации и умение с ней работать, обозначила «проблемные зоны» и показала, как их ликвидируют в своей работе педагоги, акцентировала внимание на преемственности как методологическом принципе сохранения целостности процесса обучения.
На внеурочном занятии по биологии в 5 классе педагог ГБОУ лицея № 82 Е.А. Третьякова рассмотрела возможность интеграции других естественнонаучных дисциплин для развития познавательного интереса школьников в рамках продуктивного формирования функциональной грамотности.
Учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 77 Т. Н. Малютина и Е.В. Зубова в выступлениях говорили о возможностях своего предмета для развития функциональной грамотности в рамках доступных всем и достаточно известных технологий и представили примеры из практики, рассказали о методах и приёмах технологии развития критического мышления, которые они применяют на своих уроках для развития читательской грамотности, продемонстрировали, как сделать развитие креативного мышления не отдельной задачей, а особенностью образовательного процесса.
Учителя химии ГБОУ СОШ № 77 Л.О. Волочанова и Н.Е. Степанова провели мастер-класс по формированию навыков читательской, естественнонаучной и математической грамотности учащихся 8-11 классов на примере практического занятия «Определение растворенного кислорода».
По окончании мероприятия рабочие группы ГБОУ лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77 провели совещание, на котором обсудили перспективные мероприятия в рамках дальнейшего взаимодействия по формированию у учащихся ФГ.
В гимназии №85 Петроградского района 14 ноября прошел районный этап городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям».
В конкурсе приняли участие более 60 участников, которым были предложены на выбор четыре номинации: «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение поэтического текста», «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение драматического текста», «Три века русской классики (XVIII – XX): лучшее исполнение прозаического текста» и «Классика будущего (произведение русской художественной литературы XXI века).
Выступления участников отличались жанровым многообразием и уровнем исполнительского мастерства. Конкурсанты с интересом и уважением слушали выступления своих соперников. Каждый выступающий старался поразить своим артистизмом членов жюри и зрителей. 22 победителя и призера будут награждены грамотами ИМЦ.
По результатам конкурсных прослушиваний были выявлены участники, которые смогут представлять Петроградский район на городском этапе конкурса «Дети читают классику детям»:
ФИО участника |
Класс |
Полное (по уставу) название ОУ |
Название произведения и его автор |
Номинация |
Крысин Степан Андреевич |
9 |
ГБОУ гимназия № 85 |
Н.В. Гоголь «Ревизор» |
«Лучшее исполнение драматического текста» |
Чувашова Мария Евгеньевна |
6 |
ГБОУ лицей № 82 |
Н.Абгарян «Манюня» |
«Классика будущего» |
Семенова Мелания Ильинична |
5 |
Пансион воспитанниц МО РФ |
Р.Рождественский «Баллада о молчании» |
«Лучшее исполнение поэтического текста» |
Городецкая Ева Геннадьевна |
8 |
ГБОУ СОШ № 80 |
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
«Лучшее исполнение прозаического текста» |
Желаем успехов учащимся нашего района в следующем этапе!
11 октября 2023 года на базе гимназии № 85 состоялся районный семинар «Видеотехнологии на уроках русского языка и литературы в профильных классах». На семинаре поднимались проблемы профильного обучения при использовании в образовательном процессе видеотехнологий 21 века.
На семинаре учителя гимназии №85 представили педагогам района свой педагогический опыт. М.А. Вильцина рассказала о том, как в гимназии сформирована система работы в данном направлении. Учитель литературы Владимирова Дарья Владимировна рассказала участникам семинара об использовании анимации при изучении литературных произведений в 5-7 классах. Педагог представила мини-проект по созданию анимации на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и отметила важность работы с нестандартными интерпретациями классических произведений русской литературы.
В выступлении Кочешковой Любови Евгеньевны, к.ф.н, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по УВР гимназии № 85 "Использование видеотехнологий в преподавании литературы в 8-11 профильных классах" был представлен опыт изучения биографии писателя в нестандартном формате видеосюжетов, которые создают учащиеся на основе историко-литературного материала. Педагог также представила авторскую разработку урока по ранней лирике А.А. Ахматовой для 11 класса, на котором учащиеся не только знакомятся с принципами монтажа и другими кинематографическими приемами, но и получают возможность попробовать себя в качестве режиссеров, снимающих видеофрагмент по стихотворению Ахматовой. Данный подход позволяет старшеклассниками глубже понять специфику художественного метода Ахматовой, увидеть важность художественных деталей в произведении, фрагментарность лирического сюжета и глубину психологического анализа.
Вопросы, поднятые на семинаре, вызвали живой интерес у участников. Завершился семинар обсуждением докладов в режиме открытого обмена мнениями.
6 октября учителя русского языка и литературы Петроградского района встретились в ГБОУ СОШ N47 им. Д.С. Лихачёва, где в рамках Большой учительской недели прошёл городской семинар «Проектная внеурочная деятельность при формировании ЧГ у старшеклассников. Литературный проект «Лестничные чтения».
Открыла семинар директор школы Марина Юрьевна Обухова. Она рассказала о значимости проекта «Лестничные чтения» в общешкольной жизни, в работе с литературными текстами.
Далее Грабчак Виолетта Викторовна, учитель русского языка и литературы 47 школы, рассказала об истории проекта, который возник в 2017 году.
На примере Лестничных чтений «Давайте восклицать!» (по творчеству Б. Окуджавы) учитель рассказала об этапах работы над проектом, в основе которого лежит методика коллективных творческих дел, разработанная в 60-ые гг. академиком И.П.Ивановым.
Завершился семинар новыми Лестничными чтениями «Дорогая Е.С.» (по пьесе Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»). Показанная история тронула всех присутствующих. Написанная 43 года назад, она по-прежнему остро «вскрывает» болевые точки в вопросах добра и зла, в отношениях поколений, в отношениях учителей и их учеников.
19 марта в лицее № 82 состоялось открытие ежегодного районного конкурса чтецов «Праздник поэзии на улице Мира». Традиционный конкурс посвящен памяти Беллы Семеновны Локшиной, заслуженного учителя Российской Федерации, педагога, наставника, воспитавшего не одно поколение учителей словесности. Конкурс продолжился в стенах ОУ № 80 и 86, тоже расположенных на улице Мира.
29 февраля 2024 года на базе ГБОУ лицея № 82 состоялся районный семинар «Новые аспекты формирования функциональной грамотности на уроках словесности», организованный кафедрой учителей русского языка и литературы ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербург». Семинар был посвящён литературе и проблемам её преподавания. Опыт работы кафедры представлял Шагалов Александр Михайлович
На межпредметный районный семинар «Практика формирования и оценивания ФГ у обучающихся на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов. Из опыта работы ГБОУ Лицея № 82 и ГБОУ СОШ № 77» 31 января в лицее № 82 собрались педагоги русского языка и литературы, биологии, химии, начальной школы Петроградского района.
15 января жюри подвело итоги районного этапа всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Работы победителей отправлены на городской этап. Поздравляем педагогов и их воспитанников.
«… У меня ты, Россия, как сердце, одна».
12 декабря в Санкт-Петербургском Пансионе воспитанниц состоялся конкурс чтецов «Женские голоса русской поэзии». В конкурсе приняли участие более 50 учащихся школ Петроградского района. Со сцены звучали стихотворения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Ю. Друниной, Б. Ахмадулиной, В. Тушновой, О. Берггольц и др. Творческая работа преподавателей, талантливое проникновенное исполнение стихотворений и гостеприимная атмосфера Пансиона воспитанниц превратили конкурс в настоящий праздник поэзии!
200-летие выдающегося русского драматурга А.Н. Островского явилось прекрасным поводом для яркого и масштабного представления его художественного наследия на современной театральной сцене. Первый всероссийский фестиваль «Вперед в Островскому!» состоялся в 2021 году. За прошедшие три года зрители смогли увидеть лучшие спектакли разных театров нашей страны, поставленные по пьесам великого классика.
Педагогам-словесникам Петроградского района удалось побывать на заключительном фестивале «Вперед к Островскому!», который проходил в театре «Балтийский дом». Основная цель фестиваля – популяризация творчества А.Н. Островского, актуального во все времена, поддержка и развитие традиций русского психологического театра, знакомство зрителей с лучшими спектаклями по классической русской драматургии.
19 сентября жюри подвело итоги районного этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Благодарим всех участников, победителей, призеров и их наставников. Лучшие работы представлены на региональный этап.
Поздравляем Соломенную Анну Владимировну, преподавателя русского языка и литературы ПВ МО РФ, победительницу региональных конкурсных мероприятий, посвященных 100-летию Расула Гамзатова.
По-настоящему яркой составляющей встречи 7 сентября в ГБОУ лицей № 82 учителей русского языка и литературы в рамках постоянно действующего районного семинара « В мастерской учителя» стал мастер-класс «История одной фотографии, и Вглядываясь в снимки прошлых лет». Автор и ведущий мастер-класса – А.М. Шагалов, учитель русского языка и литературы ЧАУ «Газпром школа Санкт-Петербург», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016». Ранее мастер-класс с большим успехом был представлен на «Локшинских чтениях - 2023».
15 мая жюри подвело итоги районного этапа майского всероссийского конкурса сочинений. Поздравляем победителей, призеров и их наставников из ОУ № 47, 70 и 84.
14 апреля жюри подвело итоги районного этапа городского конкурса сочинений -переводов произведений литературы с национальных языков на русский язык.
«Классика и современность: методика преподавания литературы сегодня» - именно так была обозначена тема V традиционной научно-практической городской конференции « Локшинские чтения», которая состоялась 7 апреля 2023 года в Петроградском районе. Спустя три года, во время которых мероприятие проходило в дистанционном формате, учителя-филологи Санкт- Петербурга снова собрались в стенах ГБОУ СОШ №86.
Сегодня - второй день «Праздника поэзии на улице Мира имени Б.С. Локшиной». На этот раз мастерство декламирования и артистичность демонстрировали чтецы 7-8 классов. Дети в этом возрасте стремятся самовыразиться, и у многих хорошо получилось это сделать через выбор стихотворения. На сцене звучали произведения И. Северянина и Р. Рождественского, Рабиндраната Тагора и П. Когана, У. Уитмена и Акико Йосано, Веры Полозковой и Евгения Клюева.
Радостно было видеть вовлеченность конкурсантов в это событие и их ответственное отношение к звучащему слову лирики и прозы.
20 марта в лицее № 82 состоялось открытие ежегодного районного конкурса чтецов «Праздник поэзии на улице Мира», посвященного памяти заслуженного учителя Российской Федерации, методиста Локшиной Беллы Семеновны. В Петроградском районе этот конкурс проводится более 20 лет. Сегодня жюри оценивало выступающих 5-6 классов, которые стали исполнителями -победителями в своих ОУ.
20 февраля 2023 года на районном семинаре учителей русского языка и литературы «В мастерской учителя: «Модель «Обучение вне стен классной комнаты»: содержание, сущность, приемы» педагоги-словесники вновь размышляли над вопросами: Как привить любовь к чтению? Как «оторвать» ребенка от телефона и мотивировать его взять в руки книгу? Как интегрировать парки, театры, музеи, загородные лагеря в образовательную деятельность?
1 февраля жюри районного этапа всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», учреждённого Министерством просвещения Российской Федерации в рамках просветительского проекта «Без срока давности», инициированного Президентом России Владимиром Путиным и направленного на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне, закончило свою работу.